М. А. БУЛГАКОВ. «МАСТЕР И МАРГАРИТА».
МОМЕНТЫ ИСТИНЫ
Все множество существующих книг можно условно разделить
на две группы: книги для души и просто для чтения. Со вторыми
все ясно: это различные любовные романы в ярких обложках, де-
тективы с громкими названиями. Эти книги читают и забывают, и
ни одна из них не станет вашей любимой настольной. Определение
первых же у каждого свое. Для меня хорошая книга значит мно-
гое. Ведь умное произведение может дать человеку гораздо больше,
чем просто возможность хорошо провести время. Она толкает чита-
теля на размышления, заставляет задуматься. Хорошие книги от-
крываешь для себя внезапно, а остаются с нами они на всю жизнь.
И перечитывая их, открываешь для себя новые мысли и ощуще-
ния.
Следуя этим рассуждениям, роман Михаила Булгакова «Мастер
и Маргарита» смело можно назвать хорошей книгой. Более того,
моя рецензия на это произведение могла состоять из одних воскли-
цательных и вопросительных знаков: столь сильно чувство восхи-
щения и преклонения перед творением Мастера, столь он загадочен
101
и необъясним. Но попытаюсь окунуться в бездну таинственности,
именуемую «Мастер и Маргарита».
Обращаясь к роману снова и снова, я каждый раз открывала
что-то новое. Любой человек, читая это произведение, может найти
для себя то, что интересно ему, что волнует и занимает его ум, В
роман «Мастер и Маргарита* нужно вчитываться, и тогда... роман-
тики насладятся Любовью Мастера и Маргариты как самым чис-
тым, искренним, желанным чувством; почитатели Бога услышат
новую версию старой истории Иешуа; философы смогут поломать
голову над загадками Булгакова, ведь за каждой строкой романа
стоит сама Жизнь. Гонения на Булгакова, цензура РАППа, невоз-
можность открыто высказываться — все это вынудило автора
скрывать свои мысли, свою позицию. Читатель же находит и чита-
ет их между строк.
Роман «Мастер и Маргарита» — апофеоз всего творчества Миха-
ила Булгакова. Это самый горький и самый душевный его роман.
Боль, страдания Мастера от непризнания его — боль самого Булга-
кова. Невозможно не почувствовать искренность автора, его под-
линную горечь, звучащую в романе. В «Мастере и Маргарите» Бул-
гаков пишет отчасти историю своей жизни, но называет людей дру-
гими именами, описывая их характеры такими, какими они суще-
ствовали в действительности. Его враги выписаны в романе со злой
иронией, переходящей в сатиру. Римский, Варенуха, Степа Лихо-
деев, «преданные» работники искусства, которые сеют лишь без-
вкусицу и фальшь. Но главный противник Булгакова в романе —
Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа, чи-
тай — РАППа. Вот кто вершит судьбы на литературном Олимпе,
вот кто решает, быть ли писателю достойным называться «совет-
ским». Он догматик, не желающий верить в очевидное. Именно с
его согласия отвергаются работы, не соответствующие идеологиче-
ским меркам писателей. Берлиоз сломал судьбу Мастера и еще
многих других, не ищущих мелких радостей и отдающихся со всей
страстью своей работе. Кто же занимает их место? Автор ведет нас
в Дом литераторов, где основная жизнь кипит в ресторане «Грибое-
дов». Весь пыл писатель растрачивает на мелкие интриги, на бегот-
ню по кабинетам, на поедание всяческих деликатесов и так далее.
Потому-то мы видим почти полное отсутствие талантливой литера-
туры в период правления Берлиоза.
Несколько иным, непривычным Булгаков предстает перед чита-
телями в главах, посвященных Иешуа. Мы видим сходство этого
библейского персонажа с автором. По признаниям современников,
Михаил Булгаков был честным, искренним человеком. Так же как
Иешуа, нес он добро и сердечную теплоту своим близким, но, по-
добно своему герою, был не защищен от зла. Однако нет в писате-
ле той святости, умения прощать слабости, нет той мягкости, при-
сущей Иешуа. Острым языком, беспощадной сатирой, злой иро-
нией Булгаков ближе к Сатане. Его-то и делает автор судьей всех
погрязших в пороке. В первоначальном варианте Великий Князь
Тьмы был один, но, восстанавливая сожженный роман, писатель
окружает его свитой весьма колоритной. Азазелло, Коровьев, кот
Бегемот созданы Мастером для мелких шалостей и проделок, тогда
102
как самому мессиру предстоят более значительные дела. Булгаков
показывает его вершителем судеб, наделяет его правом карать или
миловать. Вообще роль черных сил в романе «Мастер и Маргари-
та» неожиданна. Воланд появляется в Москве, чтобы не поощрять,
а наказывать грешников. Каждому он придумывает необычное на-
казание. Например, Степа Лиходеев отделался лишь вынужден-
ным путешествием в Ялту. Директор варьете Римский был нака-
зан более сурово, но оставлен в живых. А самое трудное испыта-
ние ждет Берлиоза. Страшная смерть, похороны, превращенные в
фарс, и, наконец, его голова в руках самого мессира. За что же
ему столь суровое наказание? Ответ можно найти в романе. Самые
большие грешники, по мнению автора, те, кто утратил способность
мечтать, изобретать, чьи мысли идут по размеренному пути. Бер-
лиоз — убежденный, закоренелый догматик. А ведь с него спрос
особый. Председатель МАССОЛИТа заведует душами людей, на-
правляет их мысли и чувства. Ему доверено отбирать книги, на
которых воспитываются последующие поколения. Берлиоз из по-
роды тех псевдолитераторов, с которыми всю жизнь боролся Бул-
гаков. И Мастер мстит свои врагам, заставляя героиню романа,
Маргариту, разгромить ненавистный Дом литераторов. Мстит за
травлю, за гонения, за сломанную свою судьбу, за поруганные про-
изведения. И невозможно осуждать Булгакова — ведь правда на
его стороне.
Но не только темные, мрачные чувства вложил автор в свое лю-
бимое творение. «Любовь выскочила перед нами... и поразила нас
сразу обоих...» Такими словами открываются самые добрые, самые
светлые страницы романа. Это история любви Мастера и Маргари-
ты. Верная помощница, жена писателя Елена Сергеевна нашла
свое отражение в образе Маргариты — самом чувственном образе.
Только любовь булгаковской полусвятой-полуведьмы спасла Мас-
тера, и Воланд дарит им заслуженное счастье. Пройдя через мно-
гие испытания, но сохранив свою любовь, Мастер и его Муза ухо-
дят. А что же остается читателю? Чем же закончился роман-
жизнь?
«Этим и кончилось, мой ученик...» — последние слова Мастера.
Обращены они к Ивану Бездомному. Поэт сильно изменился с тех
пор, как мы встретили его на первых страницах романа. Исчез тот
прежний, бездарный, неискренний, фальшивый Иван. Встреча с
Мастером преобразила его. Теперь это философ, жаждущий идти по
стопам своего Учителя. Вот кто остается среди людей и будет про-
должать дело Мастера, дело самого Булгакова.
Каждая страница, каждая глава романа заставляла меня ду-
мать, мечтать, переживать и негодовать. Я открыла для себя мно-
го нового и интересного. «Мастер и Маргарита» — это не просто
книга. Это целая философия. Философия Булгакова. Ее главным
постулатом можно назвать, наверное, следующую мысль: каждый
человек должен, прежде всего, быть личностью мыслящей и чувст-
вующей, каковой для меня является Михаил Булгаков. И если,
как сказал Р. Гамзатов, «долголетие книги зависит от степени та-
ланта ее создателя», то роман «Мастер и Маргарита» будет жить
вечно.