«ДНИ ТУРБИНЫХ* — ПЬЕСА ОБ ИНТЕЛЛИГЕНЦИИ
И РЕВОЛЮЦИИ
Булгаков — воинствующий архаик в своих пристрастиях, и пат-
риархальность, теплая и мирная, служила ему опорой. Особое оба-
яние роману сообщает его романтический личный тон, тон воспо-
минания и одновременно присутствия, как бывает в счастливом и
тревожном сне. Книга подобна стону уставшего от войны, ее бес-
смыслицы, нахолодавшегося и наголодавшегося, измученного без-
домьем человека.
Ведущей темой произведения стала судьба интеллигенции в об-
становке Гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающе-
му хаосу здесь, в этой пьесе, противопоставлялось упорное стремле-
ние сохранить нормальный быт, «бронзовую лампу под абажуром»,
«белизну скатерти», «кремовые шторы».
Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Се-
мья Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где стар-
ший брат — полковник, младший — юнкер, сестра — замужем за
полковником Тальбергом. И все друзья — военные.
Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод: в
тридцать лет — уже полковник. За его плечами только что закон-
чившаяся война с Германией, а на войне талантливые офицеры вы-
двигаются быстро. Он — умница, думающий командир. Булгакову
удалось в его лице дать обобщенный образ именно русского офице-
ра, продолжая линию толстовских, чеховских, купринских офице-
ров. Он служит Родине и хочет ей служить, но приходит такой мо-
мент, когда ему кажется, что Россия гибнет, — и тогда нет смысла
в его существовании. В пьесе две сцены, когда Алексей Турбин про-
является как характер. Первая — в кругу своих друзей и близких,
за «кремовыми шторами», которые не могут укрыть от войн и ре-
волюций. Турбин говорит о том, что его волнует; несмотря на «кра-
108
мольность» речей, Турбин сожалеет, что раньше не мог предвидеть,
«что такое Петлюра?». Он говорит, что это «миф», «туман». В Рос-
сии, по мнению Турбина, две силы: большевики и бывшие царские
военные. Скоро придут большевики, и Турбин склонен думать, что
победа будет за ними. Во второй кульминационной сцене Турбин
уже действует. Он командует. Турбин распускает дивизион, прика-
зывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться по домам.
Турбин не может сталкивать одного русского человека с другим.
Вывод таков: белому движению конец, народ не с ним, он против
него. А ведь как часто в литературе и кино изображали белогвар-
дейцев садистами, с болезненной наклонностью к злодействам.
Алексей Турбин, потребовав, чтобы все сняли погоны, сам остается
до конца в дивизионе. Николай, брат, верно понимает, что коман-
дир «смерти от позора ждет». И командир дождался ее — он поги-
бает под пулями петлюровцев.
Алексей Турбин — трагический образ, цельный, волевой, силь-
ный, смелый, гордый и гибнущий жертвой обманов, предательства
тех, за кого он сражался. Строй рухнул и погубил многих из тех,
кто ему служил. Но, погибая, Турбин понял, что был обманут, что
сила у тех, кто с народом. Булгаков обладал большим историче-
ским чутьем и верно понимал расстановку сил. Долго не могли про-
стить Булгакову его любви к своим героям.
В последнем действии Мышлаевский кричит: «Большевики?
...Великолепно! Мне надоело изображать навоз в проруби... Пусть
мобилизуют. По крайней мере буду знать, что буду служить в рус-
ской армии. Народ не с нами. Народ против нас». Грубоватый, гро-
могласный, но честный и прямой, хороший товарищ и хороший
солдат, Мышлаевский продолжает в литературе известный тип рус-
ского военного — от Дениса Давыдова до наших дней, но он пока-
зан в новой, небывалой еще войне — гражданской. Он продолжает
и заканчивает мысль старшего Турбина о конце, гибели белого дви-
жения, мысль важную, ведущую в пьесе.
В доме есть «крыса, бегущая с корабля», — полковник Таль-
берг. Он вначале пугается, врет о «командировке» в Берлин, потом
о командировке на Дон, дает лицемерные обещания жене, за кото-
рыми следует трусливое бегство.
Мы так привыкли к названию «Дни Турбиных», что не задумы-
ваемся над тем, почему так названа пьеса. Слово «Дни» означает
время, те считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных,
всего уклада жизни этой русской интеллигентной семьи. Это был
конец, но не оборванная, погубленная, уничтоженная жизнь, а пе-
реход к новому существованию в новых революционных условиях,
начало жизни и работы с большевиками. Такие, как Мышлаев-
ский, будут хорошо служить и в Красной Армии, певец Шервин-
ский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет
учиться. Финал пьесы звучит мажорно. Нам хочется верить, что
все прекрасные герои булгаковской пьесы действительно станут
счастливыми, что минует их участь интеллигентов страшных три-
дцатых — сороковых — пятидесятых годов нашего непростого ве-
ка.