ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ
ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье препо-
давателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Со-
чинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это
были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические
сценки. Постепенно интерес к булгаковским произведениям возрас-
тает. Становится очевидным то, что талант художника был у Бул-
гакова, что называется, от Бога. Известность писателю принес ро-
ман «Белая гвардия», переработанный впоследствии в пьесу «Дни
Турбиных». Большой успех имели комедия «Зойкина квартира» и
юмористический сборник рассказов «Дьяволиада» (1925 г.)- Однако
начиная с 1928 года вокруг имени Булгакова создается обстановка
травли, само имя писателя становится как бы вне закона. Пьесы
«Бег», «Иван Васильевич», «Багровый остров», роман «Мастер и
Маргарита» далеко не полный список произведений, не увидевших
свет при жизни автора. В этом же перечне находится и повесть
«Собачье сердце». Это произведение, написанное в 1925 году, уви-
дело свет лишь в 1987 году в журнале «Знамя». В основу повести
лег рискованный эксперимент. Выбор такого сюжета Булгаковым
не случаен. Все, что происходило тогда и что называлось строите-
льством социализма, воспринималось автором «Собачьего сердца»
именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем
опасный. Скептично Булгаков относился и к попыткам создания
нового совершенного общества революционными, то есть не исклю-
чающими насилия, методами, к воспитанию теми же насильствен-
ными методами нового, свободного человека. Для автора повести
это было недопустимым вмешательством в естественный ход ве-
щей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех,
в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом «Собачье
сердце* и предупреждает читателя.
Одним из главных героев, выразителем авторских мыслей в по-
вести становится профессор Преображенский. Это крупный уче-
ный-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и вы-
сокой культуры. По убеждениям это сторонник старых дореволю-
ционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовла-
дельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит,
был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализи-
рует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказы-
вает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности проле-
тариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно лю-
дей научить элементарной культуре в быту и на производстве,
только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок. Лю-
ди станут другими. Но и эта философия Преображенского терпит
крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека:
«Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четыр-
надцать лет...»
В чем же причина неудачи Преображенского и доктора Бормен-
таля? А дело не только в генной инженерии. Преображенский уве-
рен, что чисто звериные инстинкты, сказывающиеся в поведении
110
бывшего пса Шарикова, можно изжить: «Коты — это временно...
Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас. Еще ка-
кой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться». Вопрос не в
физиологии, а в том, что Шариков — тип определенной среды. Пес
становится человеком, но его поступки определяют гены, получен-
ные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «...у него уже не соба-
чье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, ко-
торые существуют в природе!* Контраст между интеллектуальным
началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Пре-
ображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула»
Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что
создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашива-
ет в трагические тона.
Немаловажную роль играет здесь и Швондер. Он старается по-
влиять, воспитать Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе
с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера
не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: «Мы
в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами
не жили...» Естественно, что попытка воспитать нового человека во
вчерашнем Шарикове — сатирический выпад писателя против
Швондеров. Стоит отметить, что сатира и юмор Булгакова в этой
повести достигают высшей степени мастерства. Достаточно вспом-
нить блестяще написанную сцену с омоложенным старичком, хвас-
тающим своими любовными похождениями, или же сцену со «стра-
стной дамочкой» не первой молодости, которая, чтобы удержать
любовника, готова на все. Эти сцены рисуются через восприятие
пса. «Ну вас к черту», — мутно подумал он, положив голову на ла-
пы и задремав от стыда». Комичен и образ Швондера, решившего
воспитать Шарикова в «марксистском духе»: сам процесс очелове-
чивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористиче-
ских тонах. Сюжетно он построен по контрасту — умный и ласко-
вый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все
отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугунки-
на. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Они
становятся постепенно все более возмутительными и нетерпимыми.
То он пугает даму на лестнице, то он как сумасшедший кидается за
уносящимися прочь кошками, то пропадает по кабакам и тракти-
рам. Как итог — юмористическая сцена с уголовной милицией,
пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать
Шарикова; много объясняет профессор. Он предъявляет пса как до-
казательство своей невиновности и поясняет: «То есть он говорил...
Это еще не значит быть человеком...»
Новаторство же повести «Собачье сердце» не только в сатириче-
ском и юмористическом мастерстве Булгакова, но и в сложной фи-
лософской концепции этого произведения. По мнению автора «Со-
бачьего сердца», человечество оказывается бессильным в борьбе с
темными инстинктами, просыпающимися в людях. Трагедия за-
ключалась в том, что в жизни Шариковы быстро расплодились. И
уж они, говоря словами Полиграфа Полиграфыча, «душили-души-
ли»... Таким образом, мы понимаем, что Булгаков в повести «Соба-
чье сердце» с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной
111
манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстин-
ктов в жизни человека. Его сатира в адрес Шариковых, Швонде-
ров, Климов Чугункиных достигала высшей степени мастерства и
выразительности. Симпатии Булгакова на стороне Преображенско-
го. Но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно из-
жить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия
коллектива, — веры этой у писателя нет. Можно сказать, что по-
весть окрашена в пессимистические тона.
В широкий и многообразный поток литературы двадцатых годов
Булгаков ворвался стремительно и занял в нем видное место. Он
создал ряд классических произведений во многих жанрах. Михаил
Афанасьевич стал одним из основоположников новой сатиры. Он
защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к
сожалению, не изжиты до сих пор...