|
|
ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» |
|
ПРОБЛЕМАТИКА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА «СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ» Михаил Афанасьевич Булгаков родился в Киеве, в семье препо- давателя Духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. Со- чинять он стал, по свидетельству близких, рано. В основном это были небольшие рассказы, сатирические стихи, драматические сценки. Постепенно интерес к булгаковским произведениям возрас- тает. Становится очевидным то, что талант художника был у Бул- гакова, что называется, от Бога. Известность писателю принес ро- ман «Белая гвардия», переработанный впоследствии в пьесу «Дни Турбиных». Большой успех имели комедия «Зойкина квартира» и юмористический сборник рассказов «Дьяволиада» (1925 г.)- Однако начиная с 1928 года вокруг имени Булгакова создается обстановка травли, само имя писателя становится как бы вне закона. Пьесы «Бег», «Иван Васильевич», «Багровый остров», роман «Мастер и Маргарита» далеко не полный список произведений, не увидевших свет при жизни автора. В этом же перечне находится и повесть «Собачье сердце». Это произведение, написанное в 1925 году, уви- дело свет лишь в 1987 году в журнале «Знамя». В основу повести лег рискованный эксперимент. Выбор такого сюжета Булгаковым не случаен. Все, что происходило тогда и что называлось строите- льством социализма, воспринималось автором «Собачьего сердца» именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. Скептично Булгаков относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исклю- чающими насилия, методами, к воспитанию теми же насильствен- ными методами нового, свободного человека. Для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход ве- щей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих «экспериментаторов». Об этом «Собачье сердце* и предупреждает читателя. Одним из главных героев, выразителем авторских мыслей в по- вести становится профессор Преображенский. Это крупный уче- ный-физиолог. Он предстает как воплощение образованности и вы- сокой культуры. По убеждениям это сторонник старых дореволю- ционных порядков. Все его симпатии на стороне бывших домовла- дельцев, заводчиков, фабрикантов, при которых, как он говорит, был порядок и ему жилось удобно и хорошо. Булгаков не анализи- рует политические взгляды Преображенского. Но ученый высказы- вает очень определенные мысли о разрухе, о неспособности проле- тариев справиться с ней. По его мнению, прежде всего нужно лю- дей научить элементарной культуре в быту и на производстве, только тогда наладится дело, исчезнет разруха, будет порядок. Лю- ди станут другими. Но и эта философия Преображенского терпит крушение. Он не может воспитать в Шарикове разумного человека: «Я измучился за эти две недели больше, чем за последние четыр- надцать лет...» В чем же причина неудачи Преображенского и доктора Бормен- таля? А дело не только в генной инженерии. Преображенский уве- рен, что чисто звериные инстинкты, сказывающиеся в поведении 110 бывшего пса Шарикова, можно изжить: «Коты — это временно... Это вопрос дисциплины и двух-трех недель. Уверяю вас. Еще ка- кой-нибудь месяц, и он перестанет на них кидаться». Вопрос не в физиологии, а в том, что Шариков — тип определенной среды. Пес становится человеком, но его поступки определяют гены, получен- ные от пьяницы и хама Клима Чугункина: «...у него уже не соба- чье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, ко- торые существуют в природе!* Контраст между интеллектуальным началом, воплощенным в интеллигентных людях, физиологах Пре- ображенском и Борментале, и темными инстинктами «гомункула» Шарикова (с низким, скошенным лбом) настолько разителен, что создает не только комический, гротескный эффект, но и окрашива- ет в трагические тона. Немаловажную роль играет здесь и Швондер. Он старается по- влиять, воспитать Шарикова. Этот не то пес, не то человек в беседе с Преображенским буквально повторяет слова и фразы Швондера не только о правах, но и о своем превосходстве над буржуями: «Мы в университетах не обучались, в квартирах из 15 комнат с ваннами не жили...» Естественно, что попытка воспитать нового человека во вчерашнем Шарикове — сатирический выпад писателя против Швондеров. Стоит отметить, что сатира и юмор Булгакова в этой повести достигают высшей степени мастерства. Достаточно вспом- нить блестяще написанную сцену с омоложенным старичком, хвас- тающим своими любовными похождениями, или же сцену со «стра- стной дамочкой» не первой молодости, которая, чтобы удержать любовника, готова на все. Эти сцены рисуются через восприятие пса. «Ну вас к черту», — мутно подумал он, положив голову на ла- пы и задремав от стыда». Комичен и образ Швондера, решившего воспитать Шарикова в «марксистском духе»: сам процесс очелове- чивания Шарикова рисуется в резких сатирических и юмористиче- ских тонах. Сюжетно он построен по контрасту — умный и ласко- вый пес становится грубым, невоспитанным хамом, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугунки- на. Вульгарная речь этого персонажа слита с его поступками. Они становятся постепенно все более возмутительными и нетерпимыми. То он пугает даму на лестнице, то он как сумасшедший кидается за уносящимися прочь кошками, то пропадает по кабакам и тракти- рам. Как итог — юмористическая сцена с уголовной милицией, пришедшей в эпилоге повести по доносу Швондера разыскивать Шарикова; много объясняет профессор. Он предъявляет пса как до- казательство своей невиновности и поясняет: «То есть он говорил... Это еще не значит быть человеком...» Новаторство же повести «Собачье сердце» не только в сатириче- ском и юмористическом мастерстве Булгакова, но и в сложной фи- лософской концепции этого произведения. По мнению автора «Со- бачьего сердца», человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях. Трагедия за- ключалась в том, что в жизни Шариковы быстро расплодились. И уж они, говоря словами Полиграфа Полиграфыча, «душили-души- ли»... Таким образом, мы понимаем, что Булгаков в повести «Соба- чье сердце» с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной 111 манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстин- ктов в жизни человека. Его сатира в адрес Шариковых, Швонде- ров, Климов Чугункиных достигала высшей степени мастерства и выразительности. Симпатии Булгакова на стороне Преображенско- го. Но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно из- жить то ли с помощью науки, то ли с помощью всеобщего усилия коллектива, — веры этой у писателя нет. Можно сказать, что по- весть окрашена в пессимистические тона. В широкий и многообразный поток литературы двадцатых годов Булгаков ворвался стремительно и занял в нем видное место. Он создал ряд классических произведений во многих жанрах. Михаил Афанасьевич стал одним из основоположников новой сатиры. Он защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к сожалению, не изжиты до сих пор...
|
|
|