ШАРИКОВ И ШАРИКОВЩИНА В ПОВЕСТИ М. А. БУЛГАКОВА
«СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»
Творческий путь Булгакова полон драматизма. В литературу он
вступил, имея богатый жизненный опыт. После университета, ко-
торый он окончил по медицинской части, Булгаков работал зем-
ским врачом в Никольской больнице Сычевского уезда. В 1918—
1919 годах он оказался в Киеве и был свидетелем петлюровской
«Одиссеи*, Эти впечатления отразились во многих его романах,
вплоть до романа «Белая гвардия» и пьесы «Дни Турбиных». Бул-
гаков не сразу принял революцию. После войны Булгаков начал
работать в театре и газетах. Приехав в Москву осенью 1921 года,
Булгаков занялся журналистикой. Булгаков стремился решать
острейшие проблемы времени, быть оригинальнее — и в философ-
ских взглядах, и в сатире. Результатом этого были острые противо-
речия в его произведениях. Одним из них и было «Собачье сердце».
В основу сюжетных событий в произведении было положено ре-
альное противоречие. Профессор Преображенский, физиолог с ми-
ровым именем, открыл тайну гипофиза — придатка мозга. Опера-
ция, которую ученый проделал над псом, пересадив в его мозг че-
ловеческий гипофиз, дала неожиданные результаты. Шарик не
только приобрел человеческий облик, но ему передались в генах по
наследству все черты характера и особенности натуры Клима Чу-
гункина, двадцати пяти лет, пьяницы, вора.
Место действия «Собачьего сердца» Булгаков переносит в Моск-
ву, на Пречистенку. Реальна, даже натуралистична Москва, пере-
данная через восприятие Шарика — бездомного пса-дворняги,
«знающего» жизнь изнутри, в ее неприглядном виде.
Москва времен нэпа: с шикарными ресторанами, «столовой нор-
мального питания служащих Центрального Совета Народного Хо-
зяйства», где варят щи «из вонючей солонины». Москва, где живут
«пролетарии», «товарищи» и «господа». Революция лишь исказила
облик древней столицы: вывернула наизнанку ее особняки, ее до-
ходные дома (как, например, Калабуховский дом, где живет герой
повести).
Один из главных героев повести, профессор Преображенский,
112
всемирно известный ученый и врач, принадлежит к таким «уплот-
ненным» и постепенно вытесняемым из жизни. Его пока не трога-
ют — известность защищает. Но к нему уже наведывались предста-
вители домоуправления, проявляя неустанную заботу о судьбе про-
летариата: не слишком ли большая роскошь оперировать в опера-
ционной, есть в столовой, спать в спальне; вполне достаточно со-
единить смотровую и кабинет, столовую и спальню.
С 1903 года Преображенский живет в Калабуховском доме. Вот
его наблюдения: «...до апреля 1917 года не было ни одного случая
<...>, чтобы из нашего парадного внизу при общей незапертой две-
ри пропала бы хоть одна пара калош. Заметьте, здесь двенадцать
квартир, у меня прием. В апреле 17-го в один прекрасный день
пропали все калоши, в том числе две пары моих, три палки, пальто
и самовар у швейцара. И с тех пор калошная стойка прекратила
свое существование. <..,> почему, когда началась вся эта история,
все стали ходит в грязных калошах и валенках по мраморной лест-
нице? <...> Почему убрали ковер с парадной лестницы? <...> На
какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, ко-
торое <...> тухло в течение 20 лет два раза, в теперешнее время ак-
куратно гаснет раз в месяц?» — «Разруха», — отвечает собеседник
и помощник доктор Борменталь.
«— Нет, — совершенно уверенно возразил Филипп Филиппо-
вич, — нет. <...> Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой?
<...> Да ее вовсе не существует. <...> Разруха не в клозетах, а в го-
ловах».
Разруха, разрушить... Идея разрушения старого мира, конечно,
родилась в головах, и головах мыслящих, просвещенных, причем
задолго до появления председателя домкома Щвондера и его
команды.
Наряду с этой проблемой переустройства общества, проблемой
того, что принесла революция в жизнь человека, появляется проб-
лема формирования нового советского человека.
«Дикий» человек Шариков испытывает воздействие слова. Он
становится объектом словесных атак Швондера, который защищает
интересы Шарикова *как труженика».
Шарикова нисколько не смущает то, что он живет и кормится за
счет Преображенского. Именно вышедший из народа Шариков
«примеривается» к квартире профессора. Принцип Шарикова прост:
зачем работать, если можно отнять; если у одного много, а у другого
ничего, нужно взять все да и поделить. Вот она, Швондерова обра-
ботка шариковского первобытного сознания!
Аналогичная работа была проведена над миллионами людей.
Как известно, ленинский лозунг «Грабь награбленное!» был одним
из самых популярных в годы революции. Высокая идея равенства
мгновенно выродилась в примитивную уравниловку. Эксперимент
большевиков, задуманный, чтобы создать «нового», улучшенного
человека, — не их дело, это дело природы. По мнению Булгакова,
новый советский человек — это симбиоз бродячей собаки и алкого-
лика. Мы видим, как этот новый тип постепенно превращается в
хозяина жизни, «рекомендуя для чтения диалектику Маркса и Эн-
гельса».
113
Фантастическая операция профессора Преображенского оказа-
лась столь же неудачной, как и великий коммунистический экспе-
римент с историей. «Наука еще не знает способов обращать зверей
в людей. Вот я попробовал, да только неудачно, как видите. Пого-
ворил и начал обращаться в первобытное состояние», — признается
Преображенский.
Булгаков в повести «Собачье сердце» с огромной впечатляющей
силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил во-
прос о власти темных инстинктов в жизни человека. Веры в то, что
эти инстинкты можно изменить, у Булгакова как писателя нет.
Шариковщина — это моральное явление, и с ним каждый должен
бороться внутри себя,