ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
Октябрьская революция породила новый тип человека, позже
названного довольно страшным термином «гомо советикус». Писа-
тели старались понять этот феномен, и многим из них, таким, как
116
М. Зощенко, Н. Эрдман, В. Катаев, это вполне удалось, «Новый»
обыватель не просто приспособился к новой власти, он увидел в
ней нечто свое, родное. Отсюда его повышенная агрессивность, уве-
ренность в своих непогрешимых действиях, которые не подлежат
осуждению.
М. А. Булгаков в начале двадцатых годов был сотрудником га-
зеты «Гудок». Он, конечно, сталкивался с подобными типами по-
стоянно, и результатом его наблюдений стали сатирические повес-
ти «Дьяволиада», «Роковые яйца» и «Собачье сердце».
Повесть «Собачье сердце» написана в январе—марте 1925 года.
Главный герой — профессор медицины Филипп Филиппович Пре-
ображенский, занимающийся модной в то время проблемой омоло-
жения человеческого организма. М. Булгаков не случайно наделяет
героя говорящей фамилией. Профессор занимается евгеникой, то
есть наукой об улучшении, преображении биологической природы
человека.
Это очень талантливый ученый, преданный своему делу. В обла-
сти евгеники ему нет равных не только в России, но и в Европе. Он
полностью отдается работе: днем принимает пациентов, вечером, а
иногда и ночью изучает медицинскую литературу. Не чужд Фи-
липп Филиппович и «земных радостей»: любит хорошо поесть, со
вкусом одеться, сходить на премьеру в театр, поболтать со своим
помощником Борменталем. Словом, «типичный интеллигент» ста-
рой закваски. Политикой Преображенский не занимается, новая
власть его раздражает бескультурьем и хамством, но дальше ядови-
того недовольства дело не идет.
Так продолжается до тех пор, пока в квартире № 5 не появляет-
ся пес Шарик, Он не подозревает, какая судьба его ждет, но ради
краковской колбасы готов пойти на все. Всего лишь запах омоло-
дил его: «райский запах рубленой кобылы с чесноком и перцем».
Шарик учуял в правом кармане шубы проходящего мимо господи-
на колбасу. «Пес полз, как змея, на брюхе, обливаясь слезами»,
взглядом моля: «Господин!.. Отдайте ее мне!»
Однако, несмотря на тяжелую судьбу, пес все-таки сумел сохра-
нить свой вздорный и агрессивный характер, который он выказы-
вает сразу. Проходя мимо швейцара в подъезде, Шарик думает:
«Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». А оказав-
шись в приемной профессора и увидев чучело совы, приходит к вы-
воду: «А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним!»
Наивный профессор и не подозревает, кого он ввел в дом и что
из этого получится. Цель Преображенского грандиозна и восхити-
тельна: облагодетельствовать человечество и дать ему вечную моло-
дость. В порядке эксперимента он пересаживает Шарику семенные
железы человека, а потом и гипофиз. На глазах изумленных Пре-
ображенского и Борменталя Шарик постепенно превращается в че-
ловека.
Я думаю, что сюжет создания искусственного человека в лите-
ратуре не нов. Начиная с Мэри Шелли и воплощенного ее фанта-
зией чудовища Франкенштейна и кончая современными фантасти-
ческими «терминаторами», эти персонажи служат для того, чтобы
решать вполне земные, реальные проблемы.
117
Для М. Булгакова сюжет «очеловечивания» собаки — аллегори-
ческое осмысление современности, торжества хамства, приобретше-
го форму государственной политики.
Полу зверь-получеловек Шарик, или Шариков Полиграф Поли-
графович, очень быстро находит в этом мире свою социальную ни-
шу. Воспитателем и вдохновителем Шарикова становится председа-
тель домоуправления Швондер, демагог и хам. Не жалеет сатири-
ческих красок М. Булгаков и для других членов домоуправления.
Это безликие и «бесполые» существа, «трудовые элементы», у кото-
рых, по словам Преображенского, «разруха в головах». Они зани-
маются только тем, что поют революционные песни, проводят по-
литбеседы и решают вопросы уплотнения. Их главная идея — раз-
делить все поровну. Так они понимают социальную справедли-
вость. Наличие у профессора семи комнат приводит их в тихое бе-
шенство. Аргументы же о том, что все эти комнаты необходимы
для нормальной жизни и работы, просто неподвластны их разуме-
нию. «Известно, — ответил Щвондер, — что общее собрание, рас-
смотрев ваш вопрос, пришло к заключению, что в общем и целом
вы занимаете чрезмерную площадь. Совершенно чрезмерную. Вы
один живете в семи комнатах»,
И мне кажется, если бы не высокий покровитель, профессору
Преображенскому вряд ли удалось бы доказать «дубинноголовым»
активистам свою правоту.
До рокового эксперимента Филипп Филиппович практически
не сталкивался с представителями новой власти и нового «истеб-
лишмента», теперь же он имеет такого «представителя» под бо-
ком. Шариков показывает всю гнусность своего характера: пьян-
ство, дебош, хамство на каждом шагу. Более того, он под влияни-
ем идей Швондера начинает заявлять о своих правах и на жил-
площадь, и на семью, поскольку относит себя к «трудовому эле-
менту». Поначалу читать это смешно, но потом становится страш-
но. Сколько таких шариковых и в эти годы и последующие деся-
тилетия окажутся у кормила власти и будут не только отравлять
жизнь нормальным людям, но и решать их судьбы, определять
внутреннюю и внешнюю политику страны. Не случайно повесть
М. Булгакова долгое время находилась в Советском Союзе под за-
претом.
А карьера Шарикова тем временем складывалась успешно: он
уже на государственной службе — начальник подотдела в МКХ по
отлову бродячих котов, на нем кожаное пальто, как у настоящего
комиссара, еще немного, и он начнет учить жить самого профессо-
ра. В голосе этого «лабораторного существа» все чаще слышатся
металлические нотки. Шариков напичкан социальной демагогией.
Вслед за Швондером он проповедует идею уравниловки: «А то что
же: один в семи комнатах расселился, а другой шляется, в сорных
ящиках питание ищет». Более того, Шариков пишет донос на свое-
го благодетеля. Профессор понял свою ошибку, но, увы, было уже
поздно: Шариков утвердился в этой жизни и вполне вписался в но-
вое общество.
«Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении чело-
веческой породы. И вот их омоложение, нарвался», — сетует на
118
свою ошибку профессор. Вместо человека получился получеловек-
полуживотное, негодяй и хам. Сложилось нестерпимое положение.
Именно Борменталь первым заговорил о том, что нужно избавиться
от монстра-Шарикова, о чем Филипп Филиппович вначале и слы-
шать не хотел.
«Преступление созрело и упало, как камень...» Профессор и
доктор становятся соучастниками преступления, но они преступ-
ники «по необходимости о. В сущности, конфликт Преображенско-
го и Шарикова до определенного момента носил домашний, быто-
вой характер. Но с изменением социального положения Шарикова
совместное проживание с ним оказалось невозможным. Профессор
решается еще на одну операцию — возвращает Шарикова в «пер-
вобытное состояние». Невольно вспоминаются строчки из стихо-
творения, написанного после Октябрьской революции: «И скоро в
старый хлев ты будешь загнан пешкой, // Народ, не уважающий
святынь».
Повесть М. Булгакова как бы заканчивается благополучно. Нор-
мальная жизнь восстановлена, Шарик в своем естественном обли-
чье тихо дремлет в углу гостиной, но там, за ее пределами, оста-
лись Швондер, члены домкома и множество других Полиграфов
Полиграфовичей, перед которыми медицина бессильна. Цена за не-
виданный в истории социальный эксперимент оказалась непомер-
ной для России и русского народа.
Власть толпы — это власть разрушения, она лишена интеллек-
туального и духовного содержания и обречена на гибель.