ТЕМА ГОРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(По произведениям М. А. Булгакова)
Тема города является одной из самых характерных тем для рус-
ской литературы. Она отразилась в произведениях А. С. Пушкина,
Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока, М. А. Булгакова и
многих других писателей. Раскрытие данной темы можно просле-
дить на примере творчества М. А. Булгакова, в частности его рома-
нов «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».
В изображении города Булгаков обращается к традициям рус-
ской литературы. Особенно заметно влияние Гоголя и Достоевско-
го. Изображение города фантастично, отчасти это город-призрак.
Он чутко реагирует на внутреннее состояние героев. Например, в
«Мастере и Маргарите* погода в городе меняется, предсказывая по-
следующие события и как бы подготавливая к ним действующих
лиц. Булгаков также обращается к традиции мистического изобра-
жения города. Особенно четко прослеживается сходство с романами
Достоевского «Преступление и наказание» и «Бесы». Не случайно
в обоих романах Булгакова в городе присутствуют некие дьяволь-
ские силы: таинственный узник из камеры № 666 в «Белой гвар-
дии», Князь Тьмы со своей свитой в «Мастере и Маргарите» и т. д.
И наконец, Булгаков обращается к проблеме города и человека, то
есть когда город выступает как существо, наделенное волей, подчи-
няющее этой воле своих обитателей. Это традиции «Петербургских
повестей» Гоголя и ранних произведений Достоевского: «Белые но-
чи», «Бедные люди». Данные традиции изображения города Булга-
ков сочетает с собственными новаторствами.
121
Прежде всего город выступает как самостоятельный персонаж.
Особенно ярко это прослеживается в романе «Белая гвардия». Не-
даром автор пишет Город с большой буквы как имя собственное.
Булгаков так характеризует жизнь Города:
«Как многоярусные соты, дымился и шумел, жил Город». Безу-
словно, город в обоих романах — существо одушевленное, наделен-
ное собственным характером. Поэтому и герои данных произведе-
ний относятся к нему как к живому. Это видно и из разговоров в
доме Турбиных, и из размышлений персонажей «Мастера и Марга-
риты». Город, как правило, сильнее своих обитателей и способен
подчинить их судьбы своей воле. Он стоит много выше остальных
героев, именно поэтому символом Города в «Белой гвардии» явля-
ется памятник святому Владимиру, осеняющему Город Крестом:
«Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках гро-
маднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден да-
леко, и часто летом в черной мгле, в путаных заводях и изгибах
старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету
водяной путь на Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в чер-
ной гуще небес и холодно и спокойно царил под темным пологим
московским берегом». Жители Города в «Белой гвардии» и города
в «Мастере и Маргарите» действуют не самостоятельно, а подчиня-
ясь более могущественной силе. Например, в «Мастере и Маргари-
те» город живет во власти Сатаны и его свиты, то есть сам оказыва-
ется в подчинении. Но и в данном случае город стоит выше своих
обитателей.
Весьма разнообразны художественные средства, используемые
Булгаковым для изображения города, раскрытия его особенностей.
Город в «Белой гвардии» ассоциируется со светом, но со светом ис-
кусственным, высвечивающим отдельные эпизоды. Это лампа в до-
ме Турбиных, фонари на улицах, две звезды в небе: Венера и Марс.
Здесь Булгаков использует так называемый прием кииематогра-
фичности. В «Мастере и Маргарите» Булгаков более всего обраща-
ется к изображению быта и нравов населения Москвы.
Булгаковский город является не только героем произведения,
но и особым миром. Характерно то, что действие обоих романов не
выходит за его пределы. Город предстает как замкнутое простран-
ство, поочередно посещаемое некими силами. В «Белой гвардии»
эти силы сменяются, как в калейдоскопе. Это и гетман, и немецкие
войска, и Петлюра. Они проносятся над Городом внезапно и бес-
следно. Последняя самая могущественная сила еще не вошла в Го-
род, но уже находится на подходе к нему. Эта сила таинственна и
загадочна. Ее символом является бронепоезд с красной звездой.
В «Мастере и Маргарите» в городе появляется только одна си-
ла — нечистая. Но принцип тот же, что и в «Белой гвардии»: Во-
ланд со своими спутниками исчезает бесследно и так же внезапно,
как и появляется. Все события также происходят в замкнутом про-
странстве города, словно мир за его пределами не существует.
В романах «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» изобража-
ются три города: Город, Москва и Ершалаим. Причем в Городе ясно
угадывается Киев, то есть город совершенно реальный, как и Моск-
ва. И в Киеве, и в Москве Булгаков жил. Ершалаим (Иерусалим)
122
также является реальным городом. Но здесь не так много конкрет-
ных описаний самого города.
Булгаков не случайно отделяет все три изображаемых им города
от реального мира, замыкает их в себе. Можно провести параллель
с небесным городом Иерусалимом, о котором говорится в Апока-
липсисе Иоанна Богослова:
«...великий город, снятый Иерусалим, который нисходил с неба
от Бога». Более всего под это описание подходит Город, изображен-
ный в «Белой гвардии», которому суждено пройти через тяжкие
испытания. Недаром Булгаков обращается к Священному Писанию
в обоих романах.
Можно сделать вывод, что Булгаков следует традициям русской
литературы в изображении города как одного из героев произведе-
ния. С другой стороны, город — особый мир, «град Бога Моего, но-
вый Иерусалим, нисходящий с неба». Такая ссылка на Священное
Писание заставляет читателя по-иному воспринимать произведение
в целом.
Изображение города в романах М. А. Булгакова — своеобразное
стилистическое открытие в русской литературе. Тема города, полу-
чившая столь яркое отражение в произведениях русских писателей,
нашла свое новое звучание на страницах булгаковских романов.