МОЙ М. А. БУЛГАКОВ («Люди как люди»)
Для меня М. А. Булгаков является одной из величайших зага-
док человеческого гения. Все без исключения его творения выделя-
ются из огромной массы произведений XX века. Они слишком не-
похожи на других, оригинальны и неожиданны, чтобы быть неуз-
нанными. Спектр проблем, поднимаемых писателем в произведени-
ях, необычайно широк и разнообразен. Чувствуется, что он любит
человека, искренне интересуется всеми проявлениями человече-
ской натуры, порой нелицеприятными. В булгаковских произведе-
ниях есть любовь и ненависть, жадность и бескорыстие, Бог и дья-
вол. Произведением, ставшим вершиной его художественного ге-
ния, явился роман «Мастер и Маргарита». За него Булгаков борол-
ся до конца жизни. Роман вобрал в себя все философские, нравст-
венные и социальные проблемы, интересующие писателя, стал гло-
бальным историческим трудом, затребовавшим долгой и кропотли-
вой архивной работы.
Однако для меня это произведение интересно не столько как ве-
ликолепный исторический труд и щемящая любовная драма,
сколько как блистательное сатирическое произведение, раскрыв-
шее один из интересных периодов в истории нашей страны, не по-
хожий ни на один известный ранее и имеющий свой ни на что не
похожий стиль жизни, — период нэпа.
Булгаков неподражаем как сатирик. Невозможно без улыбки
читать портретное описание героев, с которыми связана сатириче-
ская линия романа. А чего стоит сценка погромов в Торгсине и
Грибоедове, устроенных неразлучной парочкой Коровьевым и Беге-
мотом. Эти сцены необычайно красочны и живы, Булгаков язвите-
льно насмехается над существующим порядком, когда важным ста-
новится не человек, а его документы.
Коровьев на требование предъявить его писательское удостове-
126
рение изрекает: «Чтобы убедиться в том, что Достоевский — писа-
тель, неужели же нужно спрашивать у него удостоверение?* А в
сцене в Торгсине он произносит душещипательную тираду о защи-
те прав «бедного человека, горемыки» и призывает бить иностран-
цев, произнося «глупейшую, бестактную и, вероятно, политически
вредную вещь*. И, как это ни странно, он находит сторонников
среди посетителей гастронома: тщедушный старичок бросает куле-
чек с миндальными пирожными и бьет иностранца по голове.
Булгаков словами Воланда говорит: «Люди как люди... и мило-
сердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди». И дей-
ствительно, на протяжении романа эти самые жестокие, глупые и
пошлые люди проявляют признаки человеческого сочувствия и
доброты: публика просит Воланда вернуть голову Бенгальскому,
молящему о помощи; милосердная фельдшерица Прасковья Федо-
ровна заботится о каждом больном клиники доктора Стравинского.
Воланд прощает людям многие слабости потому, что они — лю-
ди — были такими испокон веков. Во все времена главными люд-
скими пороками были жадность и трусость. С древности за деньги
покупалось все: любовь, дружба, честь и совесть. Иуда продал Хри-
ста за тридцать сребреников. Превыше денег ценилась лишь
власть; боязнь потерять власть заставила Понтия Пилата отречься
от Иешуа, ставшего ему близким человеком. Да и в современном
автору мире деньги являются главной движущей силой. Взяточни-
чество процветает повсеместно. Ради денег люди в цирке готовы
были прыгать с бельэтажа на сцену, драться, давить женщин и де-
тей, идти куда угодно, хоть к дьяволу в гости (буфетчик варьете
Андрей Фомич Соков добрался до самого Воланда, желая получить
деньги). Ради спрятанных дома богатств валютчики из сна Никано-
ра Ивановича готовы неделями сидеть на полу в театральном зале,
есть суп и слушать монологи из «Скупого рыцаря». Воланд проща-
ет их, он говорит: «Любят деньги, но ведь это всегда было... квар-
тирный вопрос только испортил их...» А уж ради решения жилищ-
ной проблемы современные люди идут на все: Алоизий Могарыч
доносит на своего соседа Мастера; киевский дядя Берлиоза Макси-
милиан Андреевич Поплавский не скорбит о племяннике, его мыс-
ли заняты лишь освободившейся жилплощадью; многочисленные
просители дают взятки председателю жилтоварищества; и наконец,
Воланд рассказывает Маргарите историю об одном очень изобрета-
тельном «квартирном проныре», который в рекордно короткий
срок обменял трехкомнатную квартиру на шесть комнат в разных
концах Москвы.
Несмотря на все людские пороки, Булгаков не считает себя
вправе осуждать их. Ведь наряду с ложью и предательством среди
людей существует чистая любовь, теплота и бескорыстная дружба.
И пока существуют эти прекрасные вечные чувства, у человечества
есть шанс исправиться и стать лучше. Писатель награждает Масте-
ра и Маргариту за стойкость их любви, он дарует им покой.
Долгое время произведения великого писателя, драматурга и са-
тирика XX века М. А, Булгакова находились под запретом. Его су-
дьба продолжила собой бесконечную цепь судеб талантливых, неор-
динарных личностей, к которым признание приходит лишь после
127
смерти. Гонимый, обездоленный, Мастер проходит путь своего со-
здателя: его бесценная рукопись попадает в руки пошлых и ограни-
ченных людей, его практически уничтожают. Булгаков оказался
сильнее своего героя, он не отрекся от своего детища и до конца
жизни боролся за него. Для меня М, А. Булгаков всегда был и оста-
нется Мастером с большой буквы.