|
|
ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В «СОБАЧЬЕМ СЕРДЦЕ» И «МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ» М. А. БУЛГАКОВА |
|
ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В «СОБАЧЬЕМ СЕРДЦЕ» И «МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ» М. А. БУЛГАКОВА Гоголь стал основоположником ряда традиций в русской лите- ратуре, многие из которых впоследствии нашли отражение в произ- ведениях писателей второй половины XIX—XX веков. Характер- ные художественной манере Гоголя черты можно увидеть в повести «Собачье сердце» и в романе «Мастер и Маргарита» М. А, Булгако- ва. Как в этих булгаковских произведениях, так и в некоторых по- вестях и рассказах Гоголя существуют два мира — реальный и фантастический. Они параллельны, но могут и пересекаться, взаи- модействовать, что обычно приводит к возникновению сверхъесте- ственных явлений в среде людей. Это видно в гоголевских «Вече- рах на хуторе близ Диканьки». Диканька и Петербург в рассказе «Ночь перед Рождеством», Киев в «Страшной мести» вполне реаль- ны, но появление черта и колдуна говорят о присутствии потусто- ронних сил. Также и Москва у Булгакова — совершенно реальный город, но в нем есть и нечистая сила в лице Воланда, Азазелло, Ко- ровьева и Бегемота. Изображение Москвы Булгаковым также восходит к гоголев- ским традициям. Москва в целом — замкнутый мир, каким пред- стает и город в «Мертвых душах» или в «Ревизоре», обособленный от страны и в то же время отождествляющийся с ней. Жители это- го города и Москвы олицетворяют все пороки, свойственные чело- вечеству. Гоголевские традиции нашли отражение в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» и при изображении нечистой силы. Ее пред- ставители способствуют раскрытию характеров героев. Так, благо- даря черту и ведьме Солохе в рассказе Гоголя «Ночь перед Рожде- ством», человеческие грехи появляются на поверхности. Голова, дьяк, сам черт — все они пытаются добиться благосклонности Со- лохи, опускаясь до лицемерия и обмана. Это можно увидеть в «Со- бачьем сердце» и «Мастере и Маргарите», где Булгаков показывает подлую душу Шарикова, пьянство Степы Лиходеева, трусость Рим- ского, взяточничество Никанора Ивановича, лицемерие, Варенухи. Воланд приходит в человеческий мир через две тысячи лет узнать, изменились ли люди или нет. Оказывается, что нет. Фактически это демонстрируют Боланд, Азазелло и Бегемот на сеансе черной магии. Но если у Гоголя нечистая сила может взывать симпатии наряду с отвращением (читателю, как правило, нравится Солоха и Пацкж, но он негативно относится к колдуну), то у Булгакова даже Сатана преподносится положительно, с мягким и добрым юмором описывается кот Бегемот, Коровьев, Азазелло. 128 «Мастера и Маргариту» Булгакова с рассказом Гоголя «Ночь пе- ред Рождеством» роднит еще то, что Маргарита совершает фанта- стическое путешествие на метле подобно тому, как вместе с чертом летит в Петербург к царице кузнец Вакула. Прием гротеска, к которому прибегает Булгаков, ирония при изображении общества МАССОЛИТ и его членов в «Мастере и Мар- гарите» или при передаче образов Шарикова и Швондера в «Соба- чьем сердце» также всходят к гоголевским традициям. Этими при- емами пользуется Гоголь, показывая в «Мертвых душах» и в «Ре- визоре» помещиков и чиновников, чему следует Булгаков в своих произведениях, доводя некоторые сцены до абсурда. Гоголь стал новатором в русской литературе. Его приемы нашли отражение в произведениях более поздних писателей как XIX, так и XX века. Преемственность гоголевских традиций можно просле- дить в сказках Салтыкова-Щедрина, в сатирических рассказах Зо- щенко, в повестях и романах Булгакова.
|
|
|