ГОГОЛЕВСКИЕ ТРАДИЦИИ В «СОБАЧЬЕМ СЕРДЦЕ»
И «МАСТЕРЕ И МАРГАРИТЕ» М. А. БУЛГАКОВА
Гоголь стал основоположником ряда традиций в русской лите-
ратуре, многие из которых впоследствии нашли отражение в произ-
ведениях писателей второй половины XIX—XX веков. Характер-
ные художественной манере Гоголя черты можно увидеть в повести
«Собачье сердце» и в романе «Мастер и Маргарита» М. А, Булгако-
ва.
Как в этих булгаковских произведениях, так и в некоторых по-
вестях и рассказах Гоголя существуют два мира — реальный и
фантастический. Они параллельны, но могут и пересекаться, взаи-
модействовать, что обычно приводит к возникновению сверхъесте-
ственных явлений в среде людей. Это видно в гоголевских «Вече-
рах на хуторе близ Диканьки». Диканька и Петербург в рассказе
«Ночь перед Рождеством», Киев в «Страшной мести» вполне реаль-
ны, но появление черта и колдуна говорят о присутствии потусто-
ронних сил. Также и Москва у Булгакова — совершенно реальный
город, но в нем есть и нечистая сила в лице Воланда, Азазелло, Ко-
ровьева и Бегемота.
Изображение Москвы Булгаковым также восходит к гоголев-
ским традициям. Москва в целом — замкнутый мир, каким пред-
стает и город в «Мертвых душах» или в «Ревизоре», обособленный
от страны и в то же время отождествляющийся с ней. Жители это-
го города и Москвы олицетворяют все пороки, свойственные чело-
вечеству.
Гоголевские традиции нашли отражение в романе Булгакова
«Мастер и Маргарита» и при изображении нечистой силы. Ее пред-
ставители способствуют раскрытию характеров героев. Так, благо-
даря черту и ведьме Солохе в рассказе Гоголя «Ночь перед Рожде-
ством», человеческие грехи появляются на поверхности. Голова,
дьяк, сам черт — все они пытаются добиться благосклонности Со-
лохи, опускаясь до лицемерия и обмана. Это можно увидеть в «Со-
бачьем сердце» и «Мастере и Маргарите», где Булгаков показывает
подлую душу Шарикова, пьянство Степы Лиходеева, трусость Рим-
ского, взяточничество Никанора Ивановича, лицемерие, Варенухи.
Воланд приходит в человеческий мир через две тысячи лет узнать,
изменились ли люди или нет. Оказывается, что нет. Фактически
это демонстрируют Боланд, Азазелло и Бегемот на сеансе черной
магии. Но если у Гоголя нечистая сила может взывать симпатии
наряду с отвращением (читателю, как правило, нравится Солоха и
Пацкж, но он негативно относится к колдуну), то у Булгакова даже
Сатана преподносится положительно, с мягким и добрым юмором
описывается кот Бегемот, Коровьев, Азазелло.
128
«Мастера и Маргариту» Булгакова с рассказом Гоголя «Ночь пе-
ред Рождеством» роднит еще то, что Маргарита совершает фанта-
стическое путешествие на метле подобно тому, как вместе с чертом
летит в Петербург к царице кузнец Вакула.
Прием гротеска, к которому прибегает Булгаков, ирония при
изображении общества МАССОЛИТ и его членов в «Мастере и Мар-
гарите» или при передаче образов Шарикова и Швондера в «Соба-
чьем сердце» также всходят к гоголевским традициям. Этими при-
емами пользуется Гоголь, показывая в «Мертвых душах» и в «Ре-
визоре» помещиков и чиновников, чему следует Булгаков в своих
произведениях, доводя некоторые сцены до абсурда.
Гоголь стал новатором в русской литературе. Его приемы нашли
отражение в произведениях более поздних писателей как XIX, так
и XX века. Преемственность гоголевских традиций можно просле-
дить в сказках Салтыкова-Щедрина, в сатирических рассказах Зо-
щенко, в повестях и романах Булгакова.