ЛИЧНОСТЬ И ЭПОХА В РОМАНЕ А. Н. ТОЛСТОГО «ПЕТР Ь
Эпоха петровских преобразований и личность Петра I привлек-
ли пристальное внимание Толстого еще до появления романа. Оче-
видно, автор находит определенные параллели и переклички того
времени и периода двадцатых — тридцатых годов XX века в России.
Фигура Петра в изображении Толстого многопланова и сложна.
Образ царя дан в развитии. В начале романа Петр — мальчик, яро-
стно отстаивающий свое право на престол, долговязый и углова-
тый. Ему приходится пережить много страшных моментов: убийст-
ва, заговоры, бегство, бунт стрельцов, казни провинившихся и не-
покорных. Постепенно из юноши вырастает государственный муж,
проницательный дипломат, опытный бесстрашный полководец.
Писатель изображает Петра таким, про которого Пушкин писал:
«Он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник». Образ
царя дан в постоянной динамике, стремительности, он рвется впе-
ред, толкая Россию на новые пути. Овладевший четырнадцатью ре-
меслами, Петр меньше всего заботится о сохранении «царственного
величия». Толстой изображает его на приеме у посла и у кузнечного
горна; крепящим снасти на паруснике и в сражении со шведами; в
царских покоях рядом с Натальей Кирилловной и в трактире Мон-
са. Петр действительно велик своей энергией, умом, волей.
Велик он и тогда, когда, презрев вековые устои, велит «знат-
ность по годности считать». Он ценит талантливых людей, дает им
133
возможность развить свои способности, щедро награждает за та-
лант и трудолюбие.
Но роман — не только «жизнеописание» царя Петра I, Изобра-
зить личность великого человека невозможно вне исторического
контекста. Толстой воссоздает основные политические и историче-
ские события рубежа XVII—XVIII веков (стрелецкие бунты, Азов-
ские походы, войну со шведами, строительство Петербурга).
Эпоха Петра не определяется только событиями российского
масштаба. Толстой изображает европейских политиков и государст-
венных деятелей; на страницах романа появляются Карл, Август,
турки, поляки, шведы.
Эпоха Петра создается и изображением его сподвижников:
Александра Меншикова, Алексея Бровкина, Никиты Демидова, —
выдвинувшихся из низов и с честью сражавшихся за дело Петра и
России. Среди сподвижников Петра немало и потомков знатных ро-
дов (Родомановский, Шереметев, Репнин), которые служат царю и
его прогрессивному делу.
Основной конфликт эпохи в изображении Толстого состоит в
том, что Петр, стремящийся сдвинуть Россию с мертвой точки, ду-
мающий о будущем русских людей, добывает средства для реформ
у тех, ради кого они совершаются. Новые налоги, притеснения вы-
зывают стихийный народный протест, брожение и недовольство:
«Третью шкуру с мужика дерут. Оброчные — плати, кормовые боя-
рину — дай, повытошные в казну — плати, мостовые — плати, на
базар выехал — плати».
Толстой развертывает в романе широкую картину народной
жизни России той эпохи. Характер, взгляды, симпатии и антипа-
тии народа особенно ярко проявляются в «массовых сценах». Ни-
щие, раскольники, крестьяне, среди которых выделяются образы
Цыгана, Федьки Умойся Грязью, Жело, Воробьевых, Голико-
вых, — таков народ в романе, многоликий, борющийся, страдаю-
щий.
Толстой не успел завершить роман. Но с его страниц встают об-
разы той эпохи и Петра I —- преобразователя и государственного
деятеля, кровно связанного со своим государством и эпохой.