СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНЕ А. А. ФАДЕЕВА «РАЗГРОМ*
С победой молодой Советской республики новая жизнь стихий-
но ворвалась в искусство. Тема отшумевшей войны казалась глав-
ной в творчестве советских писателей. Писать о Гражданской войне
значило писать о революции, о новой жизни, о новой эпохе, о но-
вом человеке. «Разгром» был задуман в первые послеоктябрьские
годы, потому что еще свежи были воспоминания о событиях Граж-
данской войны на Дальнем Востоке, в которой участвовал автор. В
«Разгроме» мы видим отношение Фадеева к войне как к злу, кото-
рое несет в себе кровь, страдания, смерть. Но Фадеев смотрит на
войну не как наблюдатель, а как непосредственный участник собы-
тий, В своем романе автор отразил пробудившееся сознание народ-
ных масс в новых условиях.
Чтобы подробнее рассмотреть «Разгром», необходимо кратко пе-
редать содержание. В романе идет речь о неоднородной партизан-
ской массе. Революционная волна затрагивала интересы всех групп
населения. Один из главных героев, партизанский командир Ле-
винсон, — человек «правильной породы», которого все любили и
уважали. Его маленький партизанский отряд испытывает голод,
усталость, лишения, постоянные угрозы для жизни, смерть многих
и многих. Я вижу, что события разворачиваются на окраинах быв-
шей царской России, в гуще народа, среди людей подавленных и
141
угнетенных. Представителями народа являются шахтерская масса,
из которой выделяется отчаянный Морозка, ответственный и ис-
полнительный Дубов, из крестьян — бывший пастух Метелица, че-
ловек отважный и смелый. Представителями интеллигенции явля-
ются Мечик и доктор Сташинский. Маленький партизанский отряд
Левинсона, пробираясь к своим, защищается от многократно пре-
восходящих сил противника, мужественно преодолевает различные
препятствия на своем пути. Финал романа драматичен. Отряд по-
падает в засаду, остается девятнадцать человек. Партизаны раз-
громлены, но в конце романа я вижу светлое и ободряющее начало,
которое показано через отчаянный подвиг Морозки. В последних
строчках романа мы видим надежду автора на светлое будущее, ко-
торое выражается в словах: «нужно было жить и исполнять свои
обязанности».
Теперь обсудим героев романа, каждый из которых индивидуа-
лен на свой лад. Следует выделить из персонажей командира отря-
да Левинсона, который не отличается яркой внешностью, но обла-
дает талантом руководителя. Левинсон чувствует на себе ответст-
венность за доверенных ему людей. Он настоящий большевистский
вожак, сознательный руководитель масс, человек «особой, правиль-
ной породы», готовый на самоотречение ради своих идеалов. Ле-
винсон пользуется настоящим уважением, служит примером подра-
жания юного Бакланова. Однако Фадеев, по-моему, несколько иде-
ализирует образ своего героя. Ведь если присмотреться вниматель-
но, то можно увидеть, что Левинсон вполне обыкновенный человек
со слабостями и недостатками. Дело в том, что он умеет таить и по-
давлять все свои страхи и сомнения, мучительные разлады. Левин-
сон очень искусно руководит людьми.
Юный Бакланов старается подражать своему командиру во всех
мелочах. Автор показывает, что помощник командира набирается
опыта для будущего. Фадеев рисует образ рассудительного Гонча-
ренко. Я считаю, что этот подрывник тоже является в какой-то ме-
ре человеком «правильным». Я читала, как четко и самоотвержен-
но действовал Гончаренко во время отступления, искусно взрывал
гать, как рассудительно и умно говорил с партизанами. Такие лю-
ди беспредельно преданы революции и ее идеалам, они знают, что
делают и куда идут, ради чего сражаются.
В романе мало персонажей, но зато Фадеев внимательно иссле-
довал каждую личность, ее становление и развитие. Поэтому преж-
де чем показать человека на вершине героизма, писатель изобража-
ет его в обычной обстановке. Фадеев показывает нелегкий быт пар-
тизан, их будничную жизнь. Например, Морозка прошел терни-
стый путь, превращаясь из партизана нерадивого в партизана «исп-
равного». В начале романа я вижу несознательность и недисципли-
нированность Морозки, его грубое обращение с Варей, которая хо-
тела чистой и искренней любви. Но это участие в борьбе дало нача-
ло его нравственному перевоспитанию. Его жизнь становится более
осмысленной, он старается постичь свои поступки и окружающий
мир. «Беспечное озорство» Морозки превращается в ответствен-
ность, происходит становление личности. В результате чего Мороз-
ка совершает поистине героический поступок в конце романа, по-
142
жертвовав своей жизнью ради товарищей. Выделяется в романе и
бывший пастух Метелица. Этот герой отважен и стремителен, его
храбрость восхищает окружающих.
Метелица сформировался сам по себе, в стихии трудовой жиз-
ни. В данном случае революция помогла герою не потерять свои
прекрасные качества. Он получает возможность использовать и
раскрывать их в полную меру. Меня восхищает Метелица: его
огонь, движение, хищные глаза, решительность, стремительность,
молниеносность. Фадеев показывал становление стихийности в со-
знательное начало на примере Морозки. Метелица же, по-мое-
му, — дополнение образа Левинсона. Сомнения и опыт командира
сочетаются с решительным Метелицей. Это можно наблюдать на
примере того, как ловко Левинсон подменяет стремительный план
Метелицы более спокойным и осторожным. Автор показывает до-
стоинства Метелицы, которыми не наделен Морозка. Но каждый
герой по-своему индивидуален и неповторим. Естественное поведе-
ние Морозки в начале романа характеризуется расхлябанностью,
хулиганством, бесшабашностью и безотчетностью многих поступ-
ков.
Но если Метелице и Морозке автор симпатизирует, то к Мечи-
ку Фадеев испытывает полную антипатию. Автор показывает, как
мелкобуржуазный интеллигент Мечик ищет романтики и героиче-
ских подвигов в Гражданской войне. Но, увидев обыденность, во-
ровство, издевательства, насмешки, ругательства в партизанской
массе, Мечик разочаровывается. Мечик морален, но его качества
проявляются только на словах, а не на деле. Мечик думает только
о спасении своей собственной жизни, он ненадежен. Соприкасаясь
со сложностью реальной жизни, он теряется, у него не остается
идеалов: ни желанного подвига, ни чистой любви к женщине. Его
трусость и неуверенность вскоре порождают предательство, кото-
рое Фадеев клеймит позором. Мечик обладает абстрактным гума-
низмом, который пассивен и не требует жестокости и суровости.
Однако этот гуманизм причиняет страдания. Пожалев Фролова,
Мечик сделал ему только хуже, причинил страдания. Его мораль
направлена против него. По-моему, он не создан для подвигов и
войны, да и вообще для такой жизни, в которой сейчас находится.
Его душа слишком изнежена, совестлива и ранима. Фадеев пока:
зывает, что партизанская среда не приняла этого интеллигента.
Автор подчеркивает ненужность интеллигенции в большевистской
борьбе. Но не все же интеллигенты такие, как Мечик.
Мне кажется, что Мечик просто не готов к борьбе, его неуверен-
ность и юный романтизм породили отрицательные качества. В ре-
зультате он предал товарищей. В становлении личности этого героя
большую роль сыграла городская среда. Фадеев не принимает Ме-
чика, хотя он симпатизирует врачу Сташинскому. Врач — это ин-
теллигент, но бесконечно предан своему делу, своим идеалам, кото-
рые никогда не предаст. Это показано на примере убийства Фроло-
ва. Даже в критических ситуациях нельзя убивать безнадежного
больного, но в данном случае не сделать этого тоже нельзя. Отсюда
я могу сделать вывод, что и интеллигенция в революции играет то-
же существенную роль.
143
Итак, на примере этого маленького отряда мы видим стихийное
и сознательное становление масс. Этим и определяется главная и
основная мысль «Разгрома». Фадеев определил ее так: «...в граж-
данской войне происходит отбор человеческого материала, все
враждебное сметается революцией, все неспособное к настоящей
революционной борьбе, случайно попавшее в лагерь революции от-
сеивается, а все поднявшееся из подлинных корней революции, из
миллионных масс народа закаляется, растет, развивается в этой
борьбе. Происходит огромнейшая переделка людей». В романе есть
и отбор, и отсев, и переделка людей. Но этот «отбор человеческого
материала» ведет сама война. В результате погибают лучшие лю-
ди, кто уже успел полюбиться читателю: Метелица, Бакланов.
После своего духовного становления героически погибает Морозка.
В отряде остаются такие никчемные люди, как Чиж. Но Фадеев
фанатично верил в то, что происходит прорыв к добру и справед-
ливости, к новой духовной жизни, к свободному радостному труду
без буржуев. Но действительность порой была совсем другой, реа-
лизм внедряется в жизнь, показывая героическую личность, воз-
вышая и развивая ростки коммунизма в воображении. Я хочу за-
метить, что исследование людей и событий не всегда ведет к поло-
жительному результату. Выявляются и отрицательные стороны,
которые нельзя скрывать и сглаживать, справедливость не всегда
бывает чистой.
Однако мы должны отдать должное Фадееву за то, что он ярко
раскрыл тему, идею и композицию романа, а также четко поста-
вил две основные концепции. Первая — это единство мира и чело-
века в нем, а вторая — гуманизм. Фадеев показал нам не только
партизанский отряд, но и картину крестьянской жизни, без кото-
рой немыслимо описание партизан, ведь почти все они рышли из
крестьян. Вспомним Метелицу и Морозку. Гончаренко утверждал
что в каждом из них сидит мужик. Автор показывает неразрыв-
ность людей и крестьянского мира. Гуманизм в «Разгроме» пока-
зан не через милостивое отношение к женам и детям противника,
а через воздействие новых отношений на характеры и личность
людей.
Основную тему и идею Фадеев определил в «переделке людей*.
Именно этой главной мысли и подчинена композиция. Персонажей
в романе немного, но автор внимательно исследует каждую лич-
ность. Этому глубокому анализу изменений внутреннего мира чело-
века в ходе борьбы и подчинена первая половина романа. Автор по-
вествует о человеке, о его судьбе, о его испытаниях. Не зря же на-
чало разгрома описано только в десятой главе. Но даже во время
военных действий Фадеев прежде всего показывает состояние, по-
ведение и переживания участников сражения. Автор довершает ха-
рактер героя его поступками. В своем романе автор утверждает не-
победимость народа в войне. Фадеев был настоящим солдатом пар-
тии, истинным борцом за светлое будущее. Конечно, он видел и
мрачные стороны действительности, но твердо верил, что вскоре
они исчезнут. И мы должны отдать должное Фадееву за такую пре-
данность делу, за самоотверженность и труд.