ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА М. А. ШОЛОХОВА
«ПОДНЯТАЯ ЦЕЛИНА»
О судьбе народа в годы коллективизации М. Шолохов рассказал
в романе «Поднятая целина». Сегодня известно много горького и
страшного о том времени, о трагических судьбах «старательных»
крестьян, которых государство уничтожало «как класс». Тревож-
ные ноты прозвучали в «Поднятой целине». М. Шолохов писал
свой роман по горячим следам событий, происходивших в деревне
и коренным образом перевернувших ее: ликвидация кулаков, мас-
совое движение крестьянства в колхозы.
Трудно найти человека, который не следил бы с волнением за
драматическими эпизодами становления колхоза в Гремячем Логу,
трудностями жизни Семена Давыдова, Макара Нагульнова и Анд-
рея Разметнова, не смеялся над шуточками деда Щукаря.
Основа сюжета состоит в том, что в деревню было послано двад-
цать пять тысяч лучших рабочих-коммунистов, потому что это был
самый ответственный участок работы. Такими посланцами партии
оказались Давыдов, Нагульнов и Разметнов.
Слесарь Семен Давыдов выступил в роли организатора коллек-
тивного крестьянского хозяйства. «Прямо от станка — в колхозные
начальники». О деревенском труде ничего не знает, «готов по при-
казу партии и урожай дважды в год снимать, как в Египте», зато
вооружен райкомовскими инструментами и распознает кулака по
образу, знакомому из газетных статей и агитационных листков. С
легкостью обвиняет он своих оппонентов, которые хоть как-то пы-
таются сдержать его «коллективизаторский» пыл, учитывать не-
простой «текущий момент». Он не сомневается в правомерности
раскулачивания. Колхозники ходят по дворам, забирают все нажи-
тое не одним поколением за многие годы, переписывают посуду,
одежду, мебель, ломают замки на сундуках и амбарах, снимают
одежду даже с самих хозяев, но не дрогнет сердце Давыдова. Даже
Андрей Разметнов отказывается идти раскулачивать, «с детишка-
ми... воевать». «Да разве это дело?.. Или у меня сердце из самород-
ка?» — говорит он. Но собственное несчастное детство мешает Да-
выдову увидеть беду чужих детей. В образе Давыдова соединились
трагедия человека не на своем месте и трагедия деревни.
Макар Нагульнов — секретарь Гремяченской партячейки. Он
прошел через мировую войну, «газы нюхал, был отравленный», ге-
147
ройски сражался в Гражданскую войну. Война стала главным делом
его жизни, там «жизни грош цена, и Богу грош цена», это и отрави-
ло Нагульнова не меньше газов. Через десять лет после войны Макар
все еще воюет, для него уже другой жизни быть не может.
Их оппонентами являются противники Советской власти. Яр-
ким их представителем является Яков Лукич Островнов.
Яков Лукич Островнов, будучи прекрасным хозяином и опыт-
ным агрономом, который делал все «по науке», в романе изображе-
н между двух огней: Давыдовым и Половцевым. Островнов был в
хуторе не из бедных и, конечно, был против коллективизации и
колхозов, потому-то он и согласился выполнять приказ Половцева
разваливать колхозное хозяйство. Но, как настоящий хозяин, лю-
бящий свое дело, он не мог постоянно вредить делу. В работе он за-
бывался, движение и озабоченная суета хутора доставляли ему ис-
тинное удовольствие. В мучительной раздвоенности души жил этот
человек, совершающий странные поступки, мечущийся между
страхом разоблачения и ненавистью к новой власти. В романе дана
не только недвусмысленная оценка коммунистов — создателей кол-
хоза, но и отражены ее конкретные формы, например воспомина-
ния Нагульного о том, как он агитировал середняков вступить в
колхоз — принуждением и наганом. Да и вся история гремяченско-
го колхоза, изображенная писателем, не создает впечатления бла-
гополучия ее членов.
В «Поднятой целине» мир показан как бы в другом измерении:
казаки словно утратили голос, ни одна песня не звучит в хуторе на
протяжении всего действия — не то что в «Тихом Доне». Можно
вспомнить о большом числе человеческих смертей на протяжении
сравнительно небольшого романа. Например, за восемь месяцев
жизни в хуторе скончалось одиннадцать человек, и только дед
Агей умер естественной смертью, кроме того, упоминается о смерти
еще двадцати человек.
В ряде эпизодов романа запечатлены такие проявления зверства
и жестокости, каких не было в «Тихом Доне», например, Копро-
вых, смерть матери Островнова. Впечатление от этих сцен усилива-
ется тем, что они введены в атмосферу обычной, даже будничной,
жизни.
В финале романа звучит взволнованное слово автора, посвящен-
ное героям: «...Вот и отпели донские соловьи дорогим моему сердцу
Давыдову и Нагульнову, отшептала им поспевающая пшеница, от-
звенела по камням безымянная речка, текущая откуда-то с верхов
Гремячего буерака... Вот и все!»