|
|
ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ («Донские рассказы» М. А. Шолохова) |
|
ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ («Донские рассказы» М. А. Шолохова) Война — это большая беда для любого человека. Так было во все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое це- лое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и обидах, объединялись и делали все для победы над врагом, был ли это Батый или Гитлер. Находились во все времена предатели и тру- сы, но это была капля в море. Войны эти называли отечественны- ми, когда люди боролись за свою независимость; мировыми, когда боролся друг с другом почти весь мир. Наша многострадальная Россия еще прошла войну — Гражданскую; войну между гражда- нами одного государства. На мой взгляд, это самая большая беда. Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех одна. В Гражданскую войну были две правды — старая и новая. И обе стороны были правы. Это война сделала врагами не только бед- ных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врага- ми совершенно близких и родных людей. Революция всколыхнула, нет, взорвала Россию. Никто не остал- ся в стороне. Чудовищный смерч обрушился на страну, неся разру- шения и смерть. Во всех уголках России: в городах и в маленьких селениях — шли жаркие споры о дальнейшей судьбе и жизни. В донских каза- чьих станицах — тоже война. В смертельной схватке встречаются командир эскадрона Николка Кошевой и атаман банды («Родинка» М. Шолохова). Николка вырос без отца, который пропал в герман- скую войну, мать умерла. Хлебнул он горя, а потом ушел с красно- армейцами воевать с Врангелем. Атаман семь лет не видел родной земли. Сначала германский плен, потом Врангель, теперь банда. Устали от войны оба. Мечта Николки пойти учиться, закаменев- шая душа атамана тоскует по земле. И вот в бою они встречаются, полные ненавистью друг к другу; атаман убил Николку и, сняв с него сапоги, увидел родинку на ноге и узнал в своем враге сына. Не высказать словами горе отца, уже не имеет значения вся эта куте- рьма, белые, красные... Жизнь кончена, незачем жить, держа в объятиях найденного сына, атаман-отец застрелился. Вообще в каждом из «Донских рассказов» Шолохова мы сталки- ваемся с той драмой, на которую толкнула Гражданская война лю- дей. Другой отец, из рассказа «Семейный человек», своими руками убил двух своих сыновей, но не из-за ненависти, он очень любил их 150 обоих, но ценой их жизни он старался спасти жизни еще семерых своих детей. Старшие сыновья, Данила и Иван, ушли к красным и попали в плен к своим же казакам. Отцу было предложено самому расправиться с ними и тем самым доказать свою преданность каза- честву. Он мог бы отказаться, но где была гарантия, что его не убь- ют вместе с ними, а семеро малых детей пропадут. Как расценивать его поступок? Зверь? Трус, предатель? Или, наоборот, человек, об- ладающий огромной внутренней силой? Не каждый может взять на себя такое —- до конца жизни носить в себе огромную душевную боль. Он сам себе судья. Он день и ночь работает, чтобы вырастить детей, и горько слышать ему упреки дочери. Он остается не поня- тым своими детьми, теми, из-за которых он пошел на это. А вот еще отец, из рассказа «Бахчевник». Этот отец четко опре- делил для себя, кто ему друг, а кто ему враг. Его избирают комен- дантом военно-полевого суда станицы, он от души радуется этому. Он «блюдет казачью честь», избивает старшего сына за то, что Фе- дор общается с большевиками, тот вынужден уйти к красным. Этот отец убивает свою жену за то, что та носила продукты пленным. Отказывается от младшего Митьки, бросив его на произвол судьбы. Четко служа казачеству, он отправляет на расстрел старшего Федо- ра, попавшего в плен, а потом тщательно разыскивает его после по- бега. Этот отец, оставшись бы он в живых, убил бы обоих сыновей, и рука бы у него не дрогнула бы. Война пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как сострадание, милосердие, любовь. Старики, Гаврила и его жена, вырастили единственного сына Петра, надежду и опору. В огне Гражданской войны погиб Петр от рук красных. В сердце старика Гаврилы огромное горе и боль пре- вращаются в лютую ненависть к большевикам. И вот на его глазах белоказаки убивают большевика, и, вместо злорадства и торжества, его сердце сжимается от жалости. Они со старухой выхаживают по- лумертвого красноармейца Николая, прикипают к нему всем серд- цем, любят, как своего сына. А какие страдания выпали на долю матерей! Как можно было объяснить матери, что один ее сын — друг, а другой — враг? Она их родила, вскормила, вырастила. В «Бахчевнике» мать умоляет мужа не трогать сыновей, несет продукты пленным красноармейцам, пе- реживая за своего сына, поплатившись за это своей жизнью. Это все касалось людей родных, а что же говорить о совершенно посторонних людях, встречавшихся в этой войне? В войну были во- влечены люди, убежденные в своей правоте, и люди, случайно по- павшие в силу тех или иных обстоятельств. В белой армии офице- ры сознательно воевали за Россию, которая была, в Красной Армии воевали за будущую Россию, за светлое будущее, которое они рисо- вали в своем воображении. А простые солдаты с той или другой стороны, а обычно это были простые рабочие и крестьяне, воевали за то, в чем их убеждали: белые за царя и Отечество, против боль- шевиков. Красные — за землю и равенство. Но иногда случалось так, что один и тот же человек сначала воевал на стороне одних противников, а затем переходил на другую. Как Григорий Меле- хов, который запутался и не мог понять, на чьей же стороне прав- 151 да. Даже сейчас, спустя многие годы, мы до сих пор не знаем, на чьей стороне все-таки была правда. Ведь до сих пор нам навязыва- ют свое мнение люди, стоящие во главе государства.
|
|
|