ТЕМА ВОЙНЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(«Донские рассказы» М. А. Шолохова)
Война — это большая беда для любого человека. Так было во
все времена. Это всеобщая беда, сплачивающая народ в единое це-
лое. В такие времена люди забывали о своих личных проблемах и
обидах, объединялись и делали все для победы над врагом, был ли
это Батый или Гитлер. Находились во все времена предатели и тру-
сы, но это была капля в море. Войны эти называли отечественны-
ми, когда люди боролись за свою независимость; мировыми, когда
боролся друг с другом почти весь мир. Наша многострадальная
Россия еще прошла войну — Гражданскую; войну между гражда-
нами одного государства. На мой взгляд, это самая большая беда.
Если есть один общий враг для всего народа, то и правда для всех
одна. В Гражданскую войну были две правды — старая и новая. И
обе стороны были правы. Это война сделала врагами не только бед-
ных и богатых, но и отцов и детей, братьев и сестер, сделала врага-
ми совершенно близких и родных людей.
Революция всколыхнула, нет, взорвала Россию. Никто не остал-
ся в стороне. Чудовищный смерч обрушился на страну, неся разру-
шения и смерть.
Во всех уголках России: в городах и в маленьких селениях —
шли жаркие споры о дальнейшей судьбе и жизни. В донских каза-
чьих станицах — тоже война. В смертельной схватке встречаются
командир эскадрона Николка Кошевой и атаман банды («Родинка»
М. Шолохова). Николка вырос без отца, который пропал в герман-
скую войну, мать умерла. Хлебнул он горя, а потом ушел с красно-
армейцами воевать с Врангелем. Атаман семь лет не видел родной
земли. Сначала германский плен, потом Врангель, теперь банда.
Устали от войны оба. Мечта Николки пойти учиться, закаменев-
шая душа атамана тоскует по земле. И вот в бою они встречаются,
полные ненавистью друг к другу; атаман убил Николку и, сняв с
него сапоги, увидел родинку на ноге и узнал в своем враге сына. Не
высказать словами горе отца, уже не имеет значения вся эта куте-
рьма, белые, красные... Жизнь кончена, незачем жить, держа в
объятиях найденного сына, атаман-отец застрелился.
Вообще в каждом из «Донских рассказов» Шолохова мы сталки-
ваемся с той драмой, на которую толкнула Гражданская война лю-
дей.
Другой отец, из рассказа «Семейный человек», своими руками
убил двух своих сыновей, но не из-за ненависти, он очень любил их
150
обоих, но ценой их жизни он старался спасти жизни еще семерых
своих детей. Старшие сыновья, Данила и Иван, ушли к красным и
попали в плен к своим же казакам. Отцу было предложено самому
расправиться с ними и тем самым доказать свою преданность каза-
честву. Он мог бы отказаться, но где была гарантия, что его не убь-
ют вместе с ними, а семеро малых детей пропадут. Как расценивать
его поступок? Зверь? Трус, предатель? Или, наоборот, человек, об-
ладающий огромной внутренней силой? Не каждый может взять на
себя такое —- до конца жизни носить в себе огромную душевную
боль. Он сам себе судья. Он день и ночь работает, чтобы вырастить
детей, и горько слышать ему упреки дочери. Он остается не поня-
тым своими детьми, теми, из-за которых он пошел на это.
А вот еще отец, из рассказа «Бахчевник». Этот отец четко опре-
делил для себя, кто ему друг, а кто ему враг. Его избирают комен-
дантом военно-полевого суда станицы, он от души радуется этому.
Он «блюдет казачью честь», избивает старшего сына за то, что Фе-
дор общается с большевиками, тот вынужден уйти к красным. Этот
отец убивает свою жену за то, что та носила продукты пленным.
Отказывается от младшего Митьки, бросив его на произвол судьбы.
Четко служа казачеству, он отправляет на расстрел старшего Федо-
ра, попавшего в плен, а потом тщательно разыскивает его после по-
бега. Этот отец, оставшись бы он в живых, убил бы обоих сыновей,
и рука бы у него не дрогнула бы.
Война пробуждала не только ненависть, но и такие чувства, как
сострадание, милосердие, любовь.
Старики, Гаврила и его жена, вырастили единственного сына
Петра, надежду и опору. В огне Гражданской войны погиб Петр от
рук красных. В сердце старика Гаврилы огромное горе и боль пре-
вращаются в лютую ненависть к большевикам. И вот на его глазах
белоказаки убивают большевика, и, вместо злорадства и торжества,
его сердце сжимается от жалости. Они со старухой выхаживают по-
лумертвого красноармейца Николая, прикипают к нему всем серд-
цем, любят, как своего сына.
А какие страдания выпали на долю матерей! Как можно было
объяснить матери, что один ее сын — друг, а другой — враг? Она их
родила, вскормила, вырастила. В «Бахчевнике» мать умоляет мужа
не трогать сыновей, несет продукты пленным красноармейцам, пе-
реживая за своего сына, поплатившись за это своей жизнью.
Это все касалось людей родных, а что же говорить о совершенно
посторонних людях, встречавшихся в этой войне? В войну были во-
влечены люди, убежденные в своей правоте, и люди, случайно по-
павшие в силу тех или иных обстоятельств. В белой армии офице-
ры сознательно воевали за Россию, которая была, в Красной Армии
воевали за будущую Россию, за светлое будущее, которое они рисо-
вали в своем воображении. А простые солдаты с той или другой
стороны, а обычно это были простые рабочие и крестьяне, воевали
за то, в чем их убеждали: белые за царя и Отечество, против боль-
шевиков. Красные — за землю и равенство. Но иногда случалось
так, что один и тот же человек сначала воевал на стороне одних
противников, а затем переходил на другую. Как Григорий Меле-
хов, который запутался и не мог понять, на чьей же стороне прав-
151
да. Даже сейчас, спустя многие годы, мы до сих пор не знаем, на
чьей стороне все-таки была правда. Ведь до сих пор нам навязыва-
ют свое мнение люди, стоящие во главе государства.