МОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ —
РАССКАЗ М. А. ШОЛОХОВА «СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА»
Впервые я познакомилась с произведениями Шолохова в один-
надцатом классе. Меня сразу увлек сюжет романа «Поднятая цели-
на», но когда я прочитала рассказ-эпопею «Судьба человека», то
была поражена вдвойне: это произведение позволило мне увидеть
истинное величие, силу и красоту обыкновенного русского челове-
ка Андрея Соколова. Рассказ о невосполнимых утратах, о страш-
ном горе пронизан у Шолохова верой в жизнь, верой в человека.
Меня поразила масштабность замысла писателя, «сверхзадача»,
которую он успешно решает. Трагическая история человеческой
жизни в ее связи с событиями мировой войны. Наивысшее истори-
ческое испытание для народа и государства и трагический надлом,
жизнь человека, на которую обрушились все несчастья войны.
Вот он появляется перед моим взором из неоглядной дали, из
бескрайней весенней степи, этот человек, высокий мужчина — и с
ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка, доверчиво при-
льнувшая к сильному, обездоленному войной. Сиротинка. И снова
они уйдут вдаль...
На мой взгляд, «Судьба человека» явилась открытием той жан-
ровой формы, которая называется рассказ-эпопея. Поначалу ка-
жется, Шолохов возвращает читателя к традиционной срорме. В
рассказе должен был быть рассказчик — участник или свидетель
событий, — и автор, и слушатель. Жизненная история должна бы-
ла быть кем-то рассказана. Если произведение соответствует этим
условиям, то его жанр — рассказ. Отсюда традиционный зачин: где
и при каких обстоятельствах была услышана автором эта история.
Такой традиционный зачин для жанра есть и в рассказе Шоло-
хова. Но этим подобием, на мой взгляд, исчерпывается сходство
произведения с традицией. Я считаю, что в «Судьбе человека» нет
«частной» истории. Автор отобрал то, что позволяет осмыслить от-
дельную человеческую жизнь в связи с трагической сущностью
эпохи. Показал всю несовместимость доброго, мирного, человечно-
го я жестокого, варварски беспощадного к людям.
Как сейчас помню, в начале рассказа меня поразило описание
глаз Андрея Соколова. Эти глаза «даны», как в кино, крупным
планом. А кем эти глаза увидены? Человеком, чутким к чужому
горю и нужде. Наделенным огромной силой переживания. Он сам
уже во власти сострадательного чувства и заставляет читателя пол-
ной мерой жить этим мучительно-жестоким и добрым, очищаю-
щим и возвышающим чувством.
Звучит голос Андрея Соколова, предельно откровенная испо-
ведь-рассказ. И его волнение передается мне, я хочу разделить его
неразделимое горе. И вновь льется рассказ о невосполнимых утра-
тах... Я думаю, такими же чувствами переполнен и автор-повество-
ватель, который помогает читателю не только пережить, но и ос-
152
мыслить одну человеческую жизнь, как явление эпохи. Увидеть в
ней огромное общечеловеческое содержание и смысл.
Приглушенное напоминание «о вечном утверждении живого в
жизни» возвращает меня к одной из самых сокровенных тем, про-
ходящих через все творчество Шолохова. В «Судьбе человека» она
предваряет рассказ Андрея Соколова о том, как в чужой немецкой
земле он похоронил сына Анатолия. Как остался в полном одиноче-
стве... Как нашел в донской станине Ванюшу.
Напоминанием «о вечном утверждении живого в жизни» подго-
товляется авторское раздумье о будущем этих двух человек. В этом
раздумье, на мой взгляд, философско-смысловая кульминация рас-
сказа, обобщение всего узнанного, угаданного. Повествование как
бы переводится из трагического и безнадежного в тональность, про-
низанную героической верой и надеждой.
Но у человеческого чувства есть свои законы. Ему подвластно и
человечнейшее сердце автора. Звучит заключительный аккорд. Ко-
роткая песня-стон раненного чужой бедой человека. Пролилась
горчайшая мужская слеза.
Но в рассказе Шолохова прозвучал еще один голос — звонкий,
чистый детский голос, казалось не ведающий полной меры всех бед
и несчастий, выпадающих на человеческую долю. У них, у этих
граждан пяти-шести лет, есть свои полюбившиеся словечки. По-
явившись в начале столь беззаботно-звонко, Ванюша уйдет затем,
чтобы, я считаю, в финальных сценах стать непосредственным уча-
стником, действующим лицом высокой человеческой трагедии.
В -«Судьбе человека» гуманистическое осуждение войны, фа-
шизма не только в истории Андрея Соколова. С не меньшей силой
проклятия звучит оно и в истории Ванюши. С какой мучительно
сдерживаемой скорбью рассказывает об этом мальчике Андрей Со-
колов. Этот детский вздох тяжкой гирей ложится на весы истории,
на весы, обвиняющие тех, кто начал войну. На мой взгляд, высо-
кий гуманизм пронизывает эту короткую повесть о погубленном
детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.
И какая же неистребимая сила добра, красота человеческого
сердца открывается нам в Андрее Соколове, в том, как он увидел
мальчика, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвратил детству
радость. Он будет оборонять его от боли, страданий и скорби. Каза-
лось, все вычерпала война из этого человека, и все же, несмотря ни
на что, он остался человеком.
Я считаю, что в «Судьбе человека» звучит обращение ко всему
миру. К каждому человеку. Остановись на минуту. Подумай над
тем, что несет война, что может принести. Конец рассказа предва-
ряет неторопливое авторское раздумье — раздумье много видевше-
го и знающего в жизни человека. В этом раздумье утверждение ве-
личия и красоты истинно человеческого. Прославление мужества,
стойкости, прославление человека, устоявшего под ударами воен-
ной бури, вынесшего невозможное.
Эти две темы —- трагического и героического, подвига и страда-
ния — все время сплетаются в рассказе Шолохова, образуя слитное
полифоническое единство, определяя многое в жанре и стиле его.
В рассказе Шолохова, я считаю, продуманная и эмоционально
153
оправданная сюжетно-композиционная структура. Я бы назвала
композицию рассказа музыкальной, симфонической. Отчетливо
выделяются ведущие образы-лейтмотивы. Заметно деление на час-
ти внутри единого целого: вступление — начало, три части расска-
за Андрея Соколова. Это рассказ-размышление, дума о судьбах лю-
дей, поднятая из конкретно-событийного в огромный социально-ис-
торический и философско-этический план обобщений. В каждой
части рассказа Андрея Соколова есть, на мой взгляд, своя внутрен-
няя завершенность содержания, в то же время в каждой из них
звучат общие мотивы; повторяясь, они придают всему трагедийную
напряженность переживаний.
Первая часть рассказа Андрея Соколова вместила всю историю
довоенной жизни его, описания начала войны, прощание с семьей.
На мой взгляд, эмоциональный центр ее в рассказе об отношениях
с женой, с семьей. Он с мучительным напряжением ищет самых
точных слов, которые бы выразили, передали все то красивое, доб-
рое, что было в ней, его жене, друге. В них мучительное чувство
любви, верности на всю жизнь. Самый трагический лейтмотив рас-
сказа — прощание героя с женой,
Начало второй части рассказа повторяет этот же мотив беско-
нечно дорогой утраты. И когда Андрей Соколов узнает о том, при
каких обстоятельствах погибла его семья, в конце второй части
рассказа, вновь звучит его воспоминание о той утрате.
Третья часть рассказа Андрея Соколова и финал пронизываются
напряженным борением различных мотивов: трагического и герои-
ческого, всей безнадежности отчаяния, каждодневного непереноси-
мого страдания и блеснувшей надежды, поманившей детским голо-
сом жизни.
Таким образом, в судьбе Андрея Соколова с фашизмом вступает
в битву все доброе, мирно-трудовое, человеческое, социально про-
грессивное. Человек мира социализма, с его верой, с его надеждой,
с его идеалами, оказался сильнее войны. Он устоял под сокрушаю-
щими ударами самой страшной бури. Он вышел из нее победите-
лем. Это победительное, человеческое и давало основной героиче-
ский тон рассказу Шолохова.