ПОДВИГ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ
(По рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы.
Да, можно голодать к холодать.
Идти па смерть... Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
К. Симонов
Никто не любит войну. Но на протяжении тысячелетий люди
страдали и гибли, губили других, жгли и ломали. Завоевать, завла-
деть, истребить, прибрать к рукам — все это рождалось в жадных
умах как в глубине веков, так и в наши дни. Одна сила сталкива-
лась с другой. Одни нападали и грабили, другие защищали и стара-
лись сохранить, И во время этого противостояния каждый должен
был показать все, на что способен. Примеров геройства, мужества,
154
стойкости и храбрости в русской истории достаточно. Это и нашест-
вие татаро-монголов, когда русским приходилось, не щадя себя,
драться за каждый клочок родной земли, когда их многомиллион-
ная армия вынуждена была неделями брать города, защищаемые
одной-двумя сотнями героев. Или во время нашествия Наполеона,
прекрасно описанного Толстым в «Войне и мире», мы встречаем
безграничную силу, мужество и единение русских людей. Героем
был и каждый отдельный человек, и весь народ. Чем больше стано-
вилось население земли, тем больше ненависти копилось в сердцах,
тем ожесточеннее становились войны. С развитием науки совершен-
ствовалась и военная техника, военное искусство. Все меньше зави-
село от каждого отдельного человека, все решалось в битвах огром-
ных армий и техники. И все-таки люди оставались определяющим
фактором. От поведения каждого зависела боеспособность рот, пол-
ков, армий. На войне нет сверхгероев. Герои все. Каждый соверша-
ет свой собственный подвиг: кто-то рвется в бой, под пули, другие,
внешне незаметные, налаживают связь, снабжение, работают на за-
водах до изнеможения, спасают раненых. Поэтому именно судьба
отдельного человека особенно важна для писателей и поэтов. О пре-
красном человеке поведал нам Михаил Шолохов. Много испытал ге-
рой и доказал, какой силой может обладать русский человек.
До войны жил он обычной, неприметной жизнью. Работал «в
плотницкой артели, потом пошел на завод, выучился в слесаря».
Нашел себе хорошую, добрую, любящую жену. Родились "у них де-
ти, пошли в школу. Все было спокойно, тихо, гладко. И стал чело-
век подумывать о счастливой старости. «А тут вот она, война». Все
надежды перечеркивает и заставляет расстаться с домом. Но долг
перед Родиной и перед самим собой заставляет Соколова смело ид-
ти на встречу с врагом. Ужасные мучения испытывает любой чело-
век, отрываясь от любимой семьи, и только по-настоящему мужест-
венные люди могут идти на смерть не только ради своего дома и
родных, но и ради жизни и спокойствия других людей.
Но воевать не так просто, как кажется. Во время боя трудно со-
блюдать порядок и ясность. Где враг, где свои, куда идти, в кого стре-
лять — все перемешивается. Так и Соколов в хаосе войны был конту-
жен и попал в плен. «Очнулся, а встать на ноги не могу: голова у меня
дергается, всего трясет, будто в лихорадке, в глазах темень...» Тут
его фашисты и взяли. И здесь, в плену, начинаются самые страшные
испытания. Люди отрезаны от Родины, шансов на выживание нет, а
еще издевательства и истязания. *Били за то, что ты — русский, за
то, что на белый свет еще смотришь...» Кормили плохо: вода, балан-
да, иногда хлеб. А работать заставляли с утра до вечера.
Но быть в плену — это не значит быть бесполезным стране. Это
не предательство, не слабость. Даже в плену есть место подвигу. Не-
льзя падать духом, надо верить в победу, верить в свои силы и не те-
рять надежды на избавление. Несмотря на то что человека лишили
погон, оружия, он все равно должен оставаться солдатом, до конца
быть верным своей Родине. Вот почему Соколов не может принять
предательства Крыжнева. Этот мерзкий и низкий человек готов вы-
дать друзей ради своей жизни. «Своя рубашка к телу ближе», — го-
ворит это ничтожество. И поэтому, исполняя свой солдатский долг,
155
Соколов своими руками задушил предателя и не испытал при этом
ни жалости, ни стыда, а лишь омерзение: «...будто я не человека, а
какого-то гада ползучего душил...» Много еще пришлось Соколову
увидеть и испытать в плену. Гоняли их по всей Германии, унижали,
заставляли гнуть спину. И не раз смерть проходила рядом. Но самое
сильное, самое острое испытание случилось с Соколовым при встре-
че с комендантом лагеря Б-14, когда реальная угроза смерти навис-
ла над ним. Именно здесь решалась судьба Соколова как солдата,
как настоящего сына Родины. Ведь умереть достойно тоже надо
уметь! Не пойти на поводу коменданта и сохранить человеческое до-
стоинство до конца смог Соколов. Не спасовал перед властью, а, на-
оборот, показал себя достойно. И несгибаемой волей Соколов отвое-
вал у судьбы право на жизнь. И даже немецкий офицер признал в
Соколове личность, а не раба, безропотно идущего на смерть.
С этого момента Соколову полегчало. Он даже устроился рабо-
тать шофером. Русские наступали и были уже близко. С необычай-
ной силой возросла в Соколове тяга'к Родине. И страх, и чувство
опасности отступили на второй план, рискуя жизнью — всем, что у
него осталось, — Соколов прорывается через линию фронта. «Ми-
лый ты мой губошлеп. Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, ког-
да я природный воронежец?» — восклицает он при встрече со свои-
ми. Радость его неизмерима.
Многотрудна, страшна была судьба Соколова. Он потерял близ-
ких, родных. Но важно было не сломаться, а выстоять и остаться
солдатом и человеком до конца: «На то ты и мужчина, на то ты и
солдат, чтобы все вытерпеть, все снести..,» И главный подвиг Соко-
лова в том, что он не зачерствел душой, не обозлился на весь свет,
а остался способным любить. И Соколов нашел себе «сына», того
самого человека, которому он отдаст всю свою судьбу, жизнь, лю-
бовь, силы. С ним будет и в радости и в горе. Но ничто не изгладит
из памяти Соколова этот ужас войны, его понесут с собой «глаза,
словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смер-
тной тоской, что в них трудно смотреть».
Соколов жил не ради себя, не ради славы и почестей, а ради
жизни других людей. Велик его подвиг! Подвиг во имя жизни!