ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА
Как лихо может измениться жизнь человека за несколько лет.
Так уж случилось, что и в России в XX веке произошло множество
событий, которые очень серьезно меняли ход ее истории.
Александр Исаевич Солженицын пережил вместе с Россией и ее
народом все тяготы как военной, так и послевоенной жизни. Сол-
женицын писал о том, что пидел сам. Солженицын описывает отде-
льное событие в своих произведениях. Он не пытается «захватить»
сразу всю Россию. Но с помощью этого одного эпизода можно по-
нять, что происходило в каждом селе. Можно понять, как жила
страна, как жили люди в это время.
Описывая послевоенную Россию, Солженицын выступал как ис-
торик. Первым сказал правду. Обнищавший народ, который рабо-
тал за грамоты и ради великих идей, которые выдвигали руководи-
тели страны. Отсутствие морали, равнодушие людей. Россия, опи-
сываемая Солженицыным, — это тоталитарное государство, в кото-
ром у человека нет почти никаких прав, но очень много обязанно-
стей.
В своих произведениях Солженицын показывает кризис русской
деревни, который начался сразу после семнадцатого года. Сначала
Гражданская война, затем коллективизация, раскулачивание кре-
стьян. Крестьяне были лишены собственности, они потеряли сти-
мул в работе. А ведь крестьянство позже, во время Великой Отече-
ственной войны, прокормило всю страну. Жизнь крестьянина, его
быт и нравы — все это очень хорошо можно понять с помощью про-
изведения, которое А. И. Солженицын написал в 1956 году. «Мат-
ренин двор» — это автобиографическое произведение. Главный ге-
рой в нем — это сам автор. Это человек, который отсидел в лагерях
большой срок (маленьких тогда просто не давали), который хочет
вернуться в Россию. Но не в ту Россию, которая была изуродована
цивилизацией, а в глухую деревню, в первозданный мир. Где будут
печь хлеб, доить коров и где будет прекрасная природа: «На взгор-
ке между ложков, а потом других взгорков, цельно-обомкнутое ле-
сом, с прудом и плотиной. Высокое поле было тем самым местом,
где не обидно бы и жить и умереть. Там я долго сидел в рощице на
пне и думал, что от души бы хотел не нуждаться каждый день зав-
тракать и обедать, только бы остаться здесь и ночами слушать, как
ветви шуршат по крыше — когда ниоткуда не слышно радио и все
в мире молчит».
Многие люди просто не поняли его намерений: «Тоже и для них
редкость была — все ведь просятся в город, да покрупней». Но,
увы, он разочаровывается: всего того, что он искал, он не нашел, в
деревне та же социальная нищета: «Увы, там не пекли хлеба. Там
не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками
.из областного города».
Перед глазами главного героя предстает реальный быт кресть-
янства, а не то, что обычно говорили на съездах партии — кресть-
169
янство обнищало. Оно утратило вековые хозяйственные традиции.
Он видит дом своей хозяйки Матрены. В этом доме можно жить
лишь летом, да и то только в хорошую погоду. Быт в доме ужас-
нейший: бегают тараканы и мыши. Людям в деревне Торфопродукт
нечего есть. Матрена спрашивает, что приготовить на обед, но ведь
реально, что, кроме «картови или супа картонного» ничего другого
из продуктов просто нет. Нищета заставляет людей воровать. Руко-
водители уже запаслись дровами, а о простых людях просто забы-
ли, а людям нужно как-то существовать, и они начинают воровать
торф у колхоза. Государство не интересуется, как живут такие лю-
ди, как Матрена. Их права ничем не защищены. Матрена всю
жизнь проработала на колхоз, но ей не платят пенсию, потому что
она ушла из колхоза раньше, чем ввели пенсии. Ушла она из-за бо-
лезни, но это никого не интересует.
Солженицын в рассказе «Матренин двор» показывает моральное
падение людей, стесненных социальными невзгодами. Фаддей
больше переживает не о смерти своего сына или Матрены, женщи-
ны, которую он когда-то любил, а о тех дровах, которые он оставил
на переезде.
Своим рассказом Солженицын ставит много вопросов и сам же
на них отвечает. Колхозный строй оправдал себя во время войны, а
теперь он прокормить страну не может. Уродство монопольной вла-
сти. Деревней командуют горожане, приказывают, когда сеять,
когда жать.
Солженицын в своем рассказе не высказывает идей, как нужно
изменить мир, он просто правдиво описывает русскую деревню, без
прикрас, и в этом его истинная заслуга как литератора. Он показал
народу суровую правду жизни.