ТРАГИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ В ТВОРЧЕСТВЕ
А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА (По рассказу «Матренин двор»)
Многие страницы в творчестве Солженицына повествуют об
истории России. Эта тема не случайно выбрана автором. В ней он
пытается передать все свои знания и переживания того времени.
1956 год — это время насилия и деспотии. Народ несет на себе
тяжелый груз, под которым сгибается спина. Жизненные нравы
и условия быта народа будут показаны в его произведениях.
Правда, горькая правда жизни не будет скрыта в рассказах Сол-
женицына. Произведения писателя пропитаны болью, страданием
людей. Читая его рассказы, оставаться равнодушным невозмож-
но. Примером является известный рассказ Солженицына «Матре-
нин двор», где будет также описана нищета, боль и несправедли-
вость.
Начинается этот рассказ с того, как учитель математики пыта-
ется поселиться в какой-либо деревушке. Объездив несколько дере-
вень, ему люба стала та, где жила женщина лет шестидесяти, Мат-
рена. Это место было похоже на многие того времени. Оно не отли-
чалось богатством, а наоборот, его поглощала бедность.
Дом Матрены не светился от чистоты и не был добротно сде-
лан: «Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконца-
170
ми в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два
ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не
низенький — восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посе-
рели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и про-
редилась их обвершка». Автор подробно описал Матренин дом,
показав тем самым нищету русского крестьянина. «Просторная
изба и особенно лучшая приоконная ее часть была уставлена по
табуреткам и лавкам — горшками и кадками с фикусами. Они за-
полнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой. Они
разрослись привольно, забирая небогатый свет северной стороны.
В остатке света и к тому же за трубой кругловатое лицо хозяйки
показалось мне желтым, больным. И по глазам ее замутненным
можно было видеть, что болезнь измотала ее». Матрену «измотала
болезнь», и это действительно так. Матрена много болела, а ино-
гда не вставала с печи. Женщина, которая всю жизнь провела в
труде, не видела в жизни ни добра, ни тепла. Пятнадцать лет на-
зад она была замужем и имела шестерых детей. Но муж не вер-
нулся с войны, а дети один за другим умерли. В этой жизни она
была одинока: «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка,
мыши и тараканы».
Эта женщина многое в жизни пережила, но даже не была удос-
тоена заслуженной пенсии: «Наворочено было много несправедли-
востей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом;
она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заво-
де — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было
только за мужа, то есть за утерю кормильца». Такая несправедли-
вость царила в то время во всех уголках России. Человек, который
своими руками делает добро для страны, не ценится в государстве,
его втаптывают в грязь. Матрена за всю свою трудовую жизнь за-
служила пять таких пенсий. Но пенсию ей не дают, потому что она
в колхозе получала не деньги, а палочки. А чтобы добиться пенсии
за мужа, нужно потратить много сил и времени. Она очень долго
собирала бумаги, потратила время, но все зря. Матрена так и оста-
лась без денег. Эта нелепость законов скорее вгонит в гроб челове-
ка, чем обеспечит его материальное положение.
Так несправедлива жизнь к Матрене. Государство не интересу-
ется, как живут такие, как Матрена. Показан бюрократический ап-
парат, который работает не для человека. Перечеркнут лозунг:
«Все для человека». Богатство не принадлежит народу, люди —
крепостные у государства. Именно такие проблемы затрагивает
А. И. Солженицын.
Главная героиня не имеет даже скота, кроме козы: «Все животы
ее были — одна грязно-белая криворогая коза». Еда у нее состояла
из одной картошки: «По воду ходила и варила в трех чугунах: один
чугун — мне, один — себе, один — козе. Козе она выбирала из под-
полья самую мелкую картошку, себе — мелкую, а мне — с куриное
яйцо». Болото бедности засасывает людей, а хорошей жизни не
видно.
Взять случай с торфом: «Стояли вокруг леса, а топки взять бы-
ло негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, а только вез-
ли — начальству». Это говорит о том, что все достается только тем,
171
кто распределяет, то есть начальству. А воровать приходится чест-
ным людям, потому что не остается другого выхода, иначе —
смерть. «Что ж, воровали раньше лес у барина, теперь тянули торф
у треста». Здесь показана покорность народа. Крестьяне терпят
произвол и воруют.
Но Солженицын показывает не только материальное обнища-
ние, но и духовное. У окружающих Матрену людей происходит де-
формация нравственных понятий: добро — богатство. При жизни
Матрены родня начинает делить дом (горницу). Полуразрушенную
горницу перевозят на тракторе. Трактор застревает и попадает под
скорый поезд. Из-за этого погибает Матрена и еще два человека.
Жадность овладевает людьми. Фаддей, который в прошлом любил
Матрену, на похоронах переживает не о ее смерти, а о бревнах. Ему
дороже богатство, чем человеческая жизнь.
Эта среда, в которой живут люди, доводит их до воровства, жад-
ности и потери нравственных ценностей. Люди портятся и стано-
вятся жестокими. Но Матрена сохранила в себе человека. Прекрас-
но показан чисто русский характер Матрены. Доброта и сочувствие
ко всему живому. Матрену всю жизнь обижали. Но в чем же источ-
ник ее души? В работе — отвлечение от всего, вдохновение, забота.
Силы она черпает в природе. Убогий быт Матрены не сделал убо-
гим ее сердце и душу.
Трагедия заключается во всей нелепости и жестокости устройст-
ва общества. Нищета и убогость условий доводит человека до зве-
риных поступков. На народе держится государство, и надо все си-
лы вкладывать во благо народа. Будет жить хорошо народ, будет
хорошо и государству. Нужно не забывать людей, а просвещать и
учить добру и правде. Только тогда из людей вырастут духовно бо-
гатые личности.