ТРАГИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОГО НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ
А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА (По рассказу «Матренин двор»)
Александр Исаевич Солженицын является одним из тех писате-
лей, которые жили и творили в трудные годы Советской России.
Это была сталинская эпоха, охарактеризованная господством в
стране насилия, деспотизма, произвола власти. Страдания народа,
вызванные несправедливостью социального строя, волновали писа-
теля. Солженицын был одним из первых, кто сказал правду о судь-
бе крестьянства, о его проблемах, изображая трагическую жизнь
поистине русского человека и причины его несчастья в рассказе
«Матренин двор».
Жители деревни Тальново, в которой происходит действие рас-
сказа, существуют в ужасных условиях: отсутствуют электричест-
во, билеты на железнодорожный транспорт, медицинские учрежде-
ния. Вот как изобразил писатель дом главной героини: «...Изгнива-
ла щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могу-
чие, я проредилась их обвершка». «Жребий мой был — поселиться
в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нель-
зя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книж-
ной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты».
Одиночество больной женщины скрашивали лишь «колченогая
кошка, мыши и тараканы, живущие за стенкой». Магрена даже «не
держала радио по бедности», из скотины имела лишь козу, которую
она с трудом прокармливала. «Козе она выбирала из подполья са-
мую мелкую картошку, себе — мелкую, а мне — с куриное яйцо».
178
Автор описывает горькую жизнь колхозницы. Матрена потеряла
мужа и шестерых детей. «Наворочено было много несправедливо-
стей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она
четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе —
не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за
мужа, то есть за утерю кормильца». Женщине приходилось долго
ходить за справками, но ее постоянно отсылали обратно. Все это го-
ворит о бюрократических законах страны, об эксплуатации государ-
ством простого народа. Крестьянство не могло пользоваться продук-
том своего же труда, все доставалось правительственным органам:
«рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу
жителям, а только везли — начальству». Бабы вынуждены были во-
ровать торф, чтобы выжить зимой. Государство отрезало огороды у
тружеников страны, лишало их платы за тяжелый труд. «А что —
пенсия? — возражали другие. — Государство — оно минутное. Се-
годня, вишь, дало, а завтра отымет». Действительно, государство
ни во что не ставило, не ценило главных кормильцев России. Кре-
стьяне не чувствовали себя свободными, в них пытались задавить,
уничтожить чувство собственного достоинства.
Такое социальное неравенство повлияло на общество, на его ми-
ровоззрение. В нечеловеческих условиях люди постепенно озлобля-
ются, стараются выжить любым путем, забывая о совести, честно-
сти, справедливости. Матрену окружают жадные, корыстные люди.
Ее родственников интересует только нажива ~ старый Матренин
дом, единственное, что осталось у старой женщины. Они ведут спор
о том, кому же достанется дом Матрены, еще до ее смерти. Фаддея,
человека, который когда-то любил бедную женщину, трех сестер
Матрены интересует только собственное благополучие.
Но Матрена живет по другим законам: по законам добра, все-
прощения, любви. Она постоянно откликается на чужую просьбу,
выполняет всякую тяжелую работу. Душа героини полна чувства
сострадания: из жалости приютила кошку, вырастила чужую дочь.
Это глубокая натура с богатым духовным миром. Несмотря на
трудности, Матрена находит радость в тяжелой жизни: в работе, в
общении с природой, даже в фикусах, которые она бросилась спа-
сать во время пожара. «Не гналась за обзаводом... не выбивалась,
чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни», как
это делало большинство людей. «Не гналась за нарядами. За одеж-
дой, приукрашивающей уродов и злодеев». Духовно Матрена выше
своих односельчан. Но героиня погибает. И трагедия ее в том, что
обществу, в котором она жила, чужды истинные человеческие
стремления. Матрена одинока. «Не понятая и брошенная даже му-
жем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общитель-
ный, чужая сестрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая
на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти. Гряз-
но-белая коза, колченогая кошка, фикусы... Все мы жили рядом с
ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого,
по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Тра-
гизм рассказа заключается в том, что материальное обнищание на-
рода перерастает в духовное. За жестокостью и черствостью люди
не видят, не ценят и губят добро.
179
Александр Солженицын первый сказал правду о трагической
истории русского народа. Затем по его пути пойдут такие же поис-
тине народные писатели, как Абрамов, Шукшин и др.