ЧЕЛОВЕК И ГОСУДАРСТВО
В РАССКАЗЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР»
В начале XX века Россия подверглась тяжелым испытаниям.
Война и голод, бесконечные восстания и революции оставили свой
отпечаток на судьбах людей. Погибло много невинных людей, сре-
ди них женщины и дети. Это была эпоха Сталина. Деспотизм и тер-
рор преследовали людей. В стране не было хлеба, и вся надежда
была только на деревню. На нее нажимало правительство, дабы это
был один из легких путей достать продовольствие. И деревня отда-
вала все, что имела, не получая взамен ничего. Так было во время
войны, но так было и после ее окончания. На деревню нажимали с
той же силой, но она уже исчерпала все свои богатства и пришла в
полное обнищание. Очевидцем всех этих событий был А. И. Солже-
ницын. И это отразилось на его творчестве. В своих произведениях
он настолько смело и ярко показывает трагедию деревни, что ощу-
щаешь сам всю горечь и обиду крестьян, которые не могут изме-
нить свою жизнь. И одним из таких произведений является рас-
сказ «Матренин двор».
Солженицын — один из немногих, кто осмелился показать со-
стояние деревни столь смело и открыто. В этом рассказе мы всё ви-
дим глазами человека, который приехал в деревню Тальново учите-
льствовать. Писатель пишет с натуры, не приукрашивая действите-
льность.
Видим Матренин двор. Нам бросается в глаза крепкий, доброт-
ный дом, который от старости немного обтерся. Жизнь у Матрены
была нелегкой. Многие годы она «ниоткуда не зарабатывала». Пен-
сии ей не платили. «В колхозе она работала не за деньги — за па-
лочки. За палочки трудодней в замусленной книжке учетчика».
«Замуж Матрена вышла еще до революции. Детей у нее было
шестеро, и один за другим умирали все очень рано, так что двое
сразу не жило». «Наворочено было много несправедливостей с Мат-
реной: она была больна, но не считалась инвалидом; не полагалось
ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то
есть за утерю кормильца». Мужа не было уже пятнадцать лет, а до-
быть все справки нелегко. «Каждая проходка — день». Болея, Мат-
рена не могла вызвать на дом врача из поселкового медпункта. Это
было в Тальнове вдиво. Ели картовь необлупленную, или суп кар-
тонный (так его называли), или кашу ячневую (другой крупы не
было, да и ячневую-то с бою — как самой дешевой, ею откармлива-
ли свиней и мешками брали). Не было в Торфпродукте масла, мар-
гарин нарасхват, а свободно только жир комбинированный. Печи
топили в деревне торфом. Торф воровали у треста. «Бабы собира-
лись по пять, по десять, чтоб смелей. Ходили днем. За лето накопа-
но было торфу повсюду и сложено штабелями для просушки. Он
сохнет до осени. За это время бабы его и брали».
Матрена была человеком душевным. Помогала всем: огород со-
180
седям окапывать или еще что-нибудь, в колхозе могла подсобить. И
никому не могла отказать. У Матрены была приемная дочь — Ки-
ра. Воспитывала она ее как родную, вместо своих невыстоявших. В
нее она вложила свою душу и любовь и ей завещала дом. Выдала ее
замуж за молодого машиниста в Черюстях. И позже, когда приеха-
ла Кира с мужем, забеспокоился Фаддей, брат Матрениного мужа.
Он хотел оставить участок за собой в Черюстях, но чтобы это сде-
лать, надо было поставить какое-нибудь строение, а Матренина из-
ба как раз подходила к этому. И стали они требовать у Матрены
половину дома сейчас, при жизни. Дом почти разломали, а Матре-
на еще и помогала Фаддею и его сыновьям. И когда повезли бревна
через железную дорогу, погибает Матрена и еще двое человек.
Один из них — сын Фаддея. И не успел Фаддей оплакать сына, как
тут же направился к Матрениному дому, дальше разламывать. Три
сестры Матрены метили получить избу. Когда привезли все то, что
осталось от Матрены, деревенские приходили постоять, посмот-
реть. «Все женщины, хотя бы зашли они в избу из пустого любо-
пытства, — все обязательно подплакивали от двери и от стен. А
мужчины стояли молча навытяжку, сняв шапки*. «В плаче заме-
тил я холодно-продуманный, искони-заведенный порядок». Чувст-
вуется здесь определенная фальшь, игра актеров на сцене. И Сол-
женицын это очень хорошо показал. «Фаддей только ненадолго
приходил постоять у гробов, держась за бороду.
Высокий лоб его был омрачен тяжелой думой, но дума эта бы-
ла — спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сес-
тер». Страшно читать о тех, у кого жадность поглотила все чувст-
ва. Здесь человека ничего не интересует, кроме материального до-
статка, выгоды от чего-либо. Здесь нужно как можно больше за-
брать. Солженицын показывает, какие люди живут в деревне Таль-
ново. Люди, которые из-за старого дома могут перешагнуть через
близких ради каких-то бревен.
В этом рассказе показывается государство, которое не интересу-
ется, как живут и работают люди, работавшие на него всю свою
жизнь. Показан бюрократический аппарат, который не работает
для человека. Солженицын показал, что богатство страны не при-
надлежит народу. Люди — крепостные у государства.
«Матренин двор» — это боль за искалеченных жадностью души
людей, привыкших забирать имущество не только у мертвых, но и
у живых. Рассказ наводит на определенные мысли, которые стра-
шат. Трагедия русской деревни в том, что крестьянами правят лю-
ди из города, которые ничего не понимают в сельском хозяйстве. И
Солженицын первым показал трагедию русской деревни в столь
правдивой и честной форме.