ВОПРОСЫ СМЫСЛА ЖИЗНИ
В ПОВЕСТИ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «РАКОВЫЙ КОРПУС»
В России всегда были люди, которые не могли молчать тогда,
когда молчание было единственным способом выжить. Одним из
таких людей стал Александр Исаевич Солженицын. Российский
читатель узнал о нем в начале шестидесятых после публикации в
журнале «Новый мир» рассказа «Один день Ивана Денисовича».
Это произведение ввело в литературу новую лагерную тему. В рас-
сказе А. И. Солженицын стремился показать характер русского на-
рода, лагерную жизнь глазами простого русского человека. Потом
писатель начинает работу над историческим произведением «Архи-
пелаг ГУЛАГ», материалом для которого служат письма узников
сталинских лагерей. После выхода в свет «Архипелага» за рубежом
А. И. Солженицын был насильственно выдворен из родной страны.
И только через полтора десятилетия великий писатель получил
возможность вернуться на Родину. В конце восьмидесятых состоя-
лось возвращение А. И. Солженицына российскому читателю, бла-
годаря тому же «Новому миру», в котором С. П. Залыгин начал пе-
чатать «Архипелаг ГУЛАГ». Стало ясно, что молчать о творчестве
писателя нельзя. Ведь Солженицын лучше, чем какой-либо другой
писатель, отвечает на вопрос «Кто мы есть?».
А, И. Солженицын родился в семье зажиточных крестьян. Спе-
циального литературного образования он не получил, но последние
183
два предвоенных года проучился на филологическом факультете
Московского института философии и литературы. Был призван в
армию, окончил артиллерийское училище. Незадолго до окончания
войны, в феврале 1945 года, в Восточной Пруссии уже капитана
А. И. Солженицына постигает арест, тюрьма и лагерь. Сам Солже-
ницын о своем аресте писал: «Страшно подумать, что б я стал за
писатель (а стал бы), если б меня не посадили».
Лагерный срок окончился в день смерти Сталина, и тут же об-
наружился рак; по приговору врачей жить оставалось меньше ме-
сяца. Это был страшный момент в жизни писателя. В близости
смерти, в ожидании своей участи А. И. Солженицын видел возмож-
ность постановки самых важных, последних вопросов человеческо-
го существования. Прежде всего — о смысле жизни. Болезнь не
считается с социальным статусом, ей безразличны идейные убежде-
ния, она страшна своей внезапностью и тем, что делает всех равны-
ми перед смертью. Но А. И. Солженицын не умер, несмотря на за-
пущенную злокачественную опухоль, и считал, что «возвращенная
ему жизнь с тех пор имеет вложенную цель». После выписки из
Ташкентского онкологического диспансера в 1955 году А. И. Сол-
женицын задумал написать повесть о людях, стоящих на пороге
смерти, об их последних мыслях, действиях. Реализована идея бы-
ла только почти через десять лет. Попытки напечатать «Раковый
корпус» в журнале «Новый мир» успехом не увенчались, а в свет
повесть вышла в 1968 году за границей.
В «Раковом корпусе» сталкиваются два героя. Один, прототи-
пом которого в какой-то степени служит сам писатель, Олег Кос-
тоглотов, бывший сержант-фронтовик, ожидавший в онкодиспансе-
ре смерти и чудом спасенный. Другой — Павел Русанов, ответст-
венный работник, профессиональный стукач, посадивший в тюрь-
му немало безвинных людей и на их страданиях построивший свое
благополучие. Вспоминая о тех, чьими судьбами он несправедливо
распорядился, он не испытывает угрызений совести, в его душе
только страх перед возможным возмездием.
Споры Костоглотова и Русанова, их борьба за выживание идут в
то время, когда рушится сталинская машина, и для одного это —
луч света, а для другого — развал созданного по крупицам мира.
Немалую роль в осмыслении происходящего играет литература.
Костоглотов задумывается над отечественной словесностью. Не слу-
чайно появился в палате томик Льва Толстого. Писатель Солжени-
цын напоминает о гуманизме литературы XIX века с его «главным
законом» Толстого — любви человека к человеку.
Между Русановым и Костоглотовым помещается «проповедник
нравственного социализма» Шулубин. Первые читатели сочли бы,
что он-то и выражает мечты самого писателя. Но впоследствии
А. И. Солженицын сказал: «Шулубин, который всю жизнь отсту-
пал и гнул спину, совершенно противоположен автору и не выра-
жает ни с какой стороны автора».
Намного ближе автору старички Николай Иванович и Елена
Александровна Кадмины, прошедшие через лагерь и обретшие
опыт и глубину жизни. Именно у них был Олег после того, как не-
ожиданно, под воздействием рентгена, отступила странная болезнь.
184
Костоглотов знает, что после выздоровления его ждет вечная ссыл-
ка в Уш-Тереке, но он как бы заново учится ценить то, что дано че-
ловеку.
В «Раковом корпусе» почти не видно гулаговской реальности,
она лишь чуть-чуть приоткрывается где-то вдали, напоминает о се-
бе «вечной ссылкой» Костоглотова. Будни ракового корпуса писа-
тель рисует спокойными, сдержанными красками. Здесь изображе-
на жизнь, скованная не колючей проволокой, а самой природой.
Угроза гибели нависает над человеком уже не со стороны государ-
ства, а изнутри человеческого тела, вызревая опухолью. А. И. Сол-
женицын словно приветствует все живое, снимая паутину с того,
что наполняет человеческое существование, согревает его. Тему
жизнелюбия писатель рассматривает и с другой стороны. Самодово-
льное жизнелюбие Максима Чалого столь же слепо и цинично, как
и отношение к жизни Павла Русанова. Этих людей не останавлива-
ют духовные ценности, они способны смять все на своем пути. Им
чужда идея раскаяния, одна из заветных для А. И. Солженицына,
в них спит или отсутствует совесть, поэтому труден их путь к лю-
дям, к истине, к добру. Это отчасти ответ на вопрос, который зада-
ет Олег Костоглотов: «Какова все-таки верхняя цена жизни? Ско-
лько можно за нее платить, а сколько нельзя?» Для Олега больнич-
ная палата стала школой. Понятна тяга его к простой жизни. В фи-
нале Олег после сомнений и колебаний все-таки отказывается от
свидания с Верой Гангарт, которое могло бы стать решающим в их
непростых отношениях. Он боится внести разлад в уже надломлен-
ную судьбу Веры и понимает, что их разделяет его болезнь, его по-
ложение ссыльного. Выразительна сцена, когда перед отъездом
Олег заходит по просьбе Демки, больного соседа-мальчишки, в зоо-
парк, где пережитое заставляет видеть прообраз измученного обще-
ства. Эта сцена как стон, как крик. «Самое запутанное в заключе-
нии зверей было то, что, приняв их сторону и, допустим, силы бы
имея, Олег не мог бы приступить взламывать клетки и освобождать
их. Потому что потеряна была ими вместе с родиной и идея свобо-
ды. И от внезапного их освобождения могло стать только страш-
ней».
Повесть А. И. Солженицына «Раковый корпус? была выбрана
мной для рецензирования потому, что она помогла мне понять
смысл жизни, вопросы истины и добра. Это произведение, как ни-
какое другое, научило меня, что надо в жизни ценить, за что нести
ответственность.