НРАВСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ПОВЕСТИ
А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»
Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее под запре-
том, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской ли-
тературы советского периода.
Александр Исаевич родился в декабре 1918 года. После средней
школы Солженицын заканчивает в Ростове-на-Дону физико-мате-
матический факультет университета, одновременно поступает заоч-
ником в Московский институт философии и литературы. Не закон-
185
чив последних двух курсов, уходит на войну, с 1942-го по 1945-й
командует на фронте батареей, награжден орденами и медалями. В
феврале сорок пятого в звании капитана арестован из-за подсле-
женной в переписке критики Сталина и осужден на восемь лет. За-
тем был в Казахстане. Однако с февраля 1957 года последовала реа-
билитация. После появления в 1962 году произведения «Один день
Ивана Денисовича» был принят в Союз писателей. В семидесятом
году он удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 году в
связи с выходом первого тома «Архипелага ГУЛАГ» насильственно
изгнан на Запад.
Таков нелегкий жизненный путь писателя.
Чем притягивает творчество Солженицына? Правдивостью, бо-
лью за происходящее, прозорливостью.
«Один день Ивана Денисовича» задуман автором на общих рабо-
тах в Экибастузском особом лагере.
«Я таскал носилки с напарником и подумал, как нужно бы опи-
сать весь лагерный мир одним днем*.
Сам Солженицын называл это произведение рассказом. Пове-
стью предложили назвать в «Новом мире». Образ Ивана Денисови-
ча сложился из солдата Шухова, воевавшего с автором на фронте,
общего опыта пленников и личного опыта автора в особом лагере
каменщиком.
Рассказ получил Нобелевскую премию.
Солженицын рассказывает час за часом об одном дне заключен-
ного, от подъема до отбоя. И там работают, спят, едят, ссорятся и
мирятся, спорят, подшучивают.
На первых страницах автор отправляет читателя вместе с Шухо-
вым в барак, санчасть, столовую. Мы узнаем жизнь заключенного
изнутри. Здесь иная шкала ценности вещам и отношениям. Восемь
лет лагерной жизни приучили Шухова быть внимательным ко вся-
кой мелочи, ибо от этого зависит благополучие, здоровье и сама
жизнь заключенного. Когда мы читаем в конце повести, что Шухов
засыпал «вполне довольный», это приносит нам чувство сострада-
ния. Удачи Шухова проявились в том, что он избежал лагерных
напастей: «не посадили... не выгнали... не попался... не заболел...»
Герои повести, разделившие одну судьбу с Иваном Денисови-
чем, появляются в повести незаметно. Это бригадир Тюрин, кавто-
ранг Буйновский, герой Бухенвальда Сенька Левшин, Цезарь Мар-
кович , мальчонка Гопчик... Крестьяне, солдаты, интеллигенты,
они думают о многом по-разному.
До войны Шухов работал в колхозе, кормил семью. После ране-
ния не пошел в медсанбат, вернулся в строй. После окружения ар-
мии бежал из плена, выбрался к своим. Тут его и обвинили в изме-
не: мол, задание немецкой разведки выполнял. Если бы не подпи-
сал приговор с такой формулировкой, его бы расстреляли. Опыт не
прошел для Шухова даром. Он соблюдал лагерный режим, покло-
нялся надзирателю, не препирался с конвоем. Но при этом он мало
поступался своей гордостью, совестью, честью. Шухову помогают
его житейская мудрость, лукавство и знание, что чего стоит.
В лагерных условиях обнаруживается ценность простейших
«материальных» элементов жизни: еды, одежды, крыши над голо-
186
вой. Новым ботинкам Ивана Денисовича посвящено большое пояс-
нение. Обстоятельно рассказывается о табаке, о каше. Еду автор
описывает подробно. «Не считая сна, лагерник живет для себя
только утром десять минут за завтраком, да за обедом пять, да пять
за ужином». Лишняя пайка хлеба — не просто поддержка, но и
средство независимости от начальства. Пока сыт и силы еще есть
для работы — и в голову не придет унижаться и выпрашивать.
В Бога Шутов не верит. Он верит в себя, в свой труд, в товари-
щей по бригаде, в бригадира Тюрина. Шухов знает, как относиться
к конкретной работе. Бережно относится он и к инструменту.
Как бы был нужен Шухов в своей деревне. Получая письма от
жены, Шухов переживает, как там с сенокосом.
В Шухове сохранились сердечное отношение к людям, доброта,
отзывчивость. Ему платят тем же.
Второй главный герой повести — бригада. Чувствуется гордость
коллективным трудом. Когда Татарин уводит Шухова мыть пол в
надзирательской, тот уверен, что товарищи приберегут ему завтрак.
Повесть Солженицына сохраняет свое познавательное значение
и по сей день. Она поражает жестокостью и прямотой своей правды.