ПРОБЛЕМА ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ГЕРОЯ
В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА
Солженицын родился и вырос в Ростовской губернии. До войны
работал учителем математики. Во время Великой Отечественной
войны на фронте он переписывался с приятелем. Переписку регу-
лярно прочитывали. Друзей посадили в лагерь. Солженицын про-
был там пять лет. В конце пятидесятых годов он вышел на волю и
стал писать. Во время «оттепели» напечатал в журнале «Новый
мир» повесть «Один день Ивана Денисовича» и рассказ «Матренин
двор». После отставки Хрущева «оттепель» постепенно закончи-
лась, и обличительные произведения уже не поощрялись. Однако
Солженицын продолжал свое творчество. «Раковый корпус» он от-
дал в печать за границей. В то время это считалось преступлени-
ем, и писатель стал врагом народа, его исключили из Союза писа-
телей. Однако он продолжал печататься и собирать документаль-
ный материал для книги «Архипелаг ГУЛАГ». Ее публикация за
рубежом произвела сильное впечатление, изменившее мнение мно-
гих людей о Советском Союзе. После этого Солженицын был вы-
нужден уехать из страны, куда вернулся лишь в девяностых го-
дах.
Произведения «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин
двор» были важным этапом в творчестве Солженицына. После пуб-
ликации этих обличающих советскую действительность произведе-
ний на писателя обратили внимание.
На первый взгляд «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин
двор» — совершенно разные произведения. О теме повести автор
сам сказал, что хотел «описать весь лагерный мир одним днем
<.,.> одного среднего, ничем не примечательного человека с утра
до вечера». Тема рассказа — изображение жизни простой старой
крестьянки Матрены, которая живет на «184-м километре от Моск-
вы, по ветке, что идет к Мурому от Казани». Но сближает повесть
и рассказ то, что жизнь обоих героев чрезвычайно сложна. Выжить
в таких условиях очень трудно.
В лагере «закон — тайга» — так учит Шухова лагерный старо-
жил Куземин. И один день Ивана Денисовича, подробно описанный
Солженицыным, доказывает справедливость этих слов. Люди рабо-
тают на тридцатиградусном морозе, питаются дважды в день балан-
189
дои из гнилых овощей, за малейшее непослушание их отправляют
в карцер, после которого «туберкулез и быстрая смерть гарантиру-
ются». Человеческое достоинство зеков унижается каждую минуту.
Матрена живет в деревне Тальново, но и ее жизнь не балует.
Она ест только картошку с собственного огорода да ячневую кашу,
потому что ничего другого вырастить и купить не может. Пенсия
ей, проработавшей в колхозе двадцать пять лет за палочки-трудо-
дни, не полагается. Старуха больна, но не считается инвалидом.
Рассказчик подробно описывает, как героиня добивалась пенсии за
мужа: бесконечная бюрократическая волокита всяких ответствен-
ных секретарей с печатями совершенно замучила ее.
Деревня Матрены находится рядом с торфоразработками, но жи-
телям, кроме председателя, покупать торф не разрешается — зимой
обогреваться нечем. Люди вынуждены воровать брикеты по ночам,
за что могли и осудить. Сено для скота косить тоже не разрешалось.
Поэтому все косили по ночам в разных дальних «неудобьях» и тас-
кали на себе домой. Новый председатель первым делом обрезал у
Матрены огород, и отрезанная половина пустовала за забором.
Иными словами, простые советские люди живут в нечеловече-
ских условиях как в лагере, так и на воле.
Идеи повести и рассказа очень похожи: это произведения о со-
противлении человеческого духа несправедливой жизни — лагерно-
му насилию у Ивана Денисовича и античеловеческим порядкам у
Матрены. Оба главных героя — положительные персонажи, они су-
мели сохранить совесть и доброту. Обоих героев отличает чувство
собственного достоинства: Иван Денисович хорошо запомнил науку
Куземина: «в лагере подыхает тот, кто миски лижет, кто на сан-
часть надеется, кто бегает к начальству доносить». И Шухов не ле-
безит ни перед кем, своими силами преодолевает все трудности, со-
храняя в душе высокие нравственные принципы. Матрена, одино-
кая больная старуха, также живет своими трудами, не выпраши-
вая милости у окружающих. Важнейшая черта, сближающая геро-
ев, — их трудолюбие. Иван Денисович умеет делать все: дома он
был первоклассным плотником, а в лагере стал прекрасным камен-
щиком. Он умеет шить тапочки, латать ватник, делать перочинные
ножи, чем зарабатывает деньги на табак. Матрена одна управляет-
ся и в доме, и в огороде, и с козой, и с сенокосом. Оба героя нахо-
дят удовлетворение в работе, забывают свои огорчения. (Шухов ис-
пытывает настоящую радость, когда быстро и ловко выкладывает
стену ТЭЦ, забывает о лагере, о времени.)
Отзывчивость и доброта характерны для героев Солженицына.
Матрена, похоронив всех своих шестерых детей, не обозлилась на
судьбу, но воспитала приемную дочь Киру, помогала соседям вспа-
хивать и убирать огороды и никогда не брала за это денег.
Шухов с уважением относится к достойным людям из своей
бригады: к справедливому бригадиру Тюрину, к «звонкому моря-
ку» Буйновскому, к Алешке-баптисту. Он помогает новичку — ки-
норежиссеру Цезарю Марковичу, совершенно неприспособленному
к лагерной жизни. В своих героях автор ценит честность и беско-
рыстие. Матрена ничего не нажила за свою жизнь, за что ее осуж-
дают соседи. Но Кире она еще при жизни отдала половину избы.
190
Иван Денисович не пытается выслужиться, устроиться возле кухни
или склада.
Второстепенные герои повести и рассказа оттеняют положитель-
ные черты главных героев. Рядом с Шуховым живут другие члены
бригады. Одни из них сохранили порядочность (Тюрин, кавторанг,
Павло, эстонцы). Но есть и подлые людишки:-Фетюков, любитель
халтурить на работе, строительный десятник Дэр, все прихлебате-
ли на кухне и в столовой. В деревне Матрену не понимали и осуж-
дали: она не любила одеваться «культурно», не набивала сундуки
добром, бесплатно помогала людям. Зато рядом с ней жили «прави-
льные люди»: сестры, которые при жизне Матрены пытались запо-
лучить ее избу, Фаддей, ничего не выпускающий из рук, из-за жад-
ности которого погибли и Матрена и его сын.
Положительные герои Солженицына — зек Щ-854 и старая кре-
стьянка — простые и внешне незаметные люди. Именно они и есть
праведники, без которых, как сказал Солженицын, не стоит ни се-
ло, ни город. Но жизнь этих людей действительно тяжела.
Изображение советских порядков у Солженицына не просто реа-
листическое, но резко критическое. За что сидят в лагере толко-
вые, умелые люди? Бригадир Тюрин — кулацкий сын. Кавто-
ранг — вражеский шпион, потому что во время войны месяц жил
на английском судне как офицер связи, а английский адмирал при-
слал ему подарок в знак благодарности. Сенька Левшин дошел до
Берлина и два дня жил с американцами — теперь же отбывает свой
срок как вражеский агент. Коля Левшин — молодой поэт, студент
литературного факультета. Эти люди не враги, они и есть народ.
Отличительной особенностью творчества Солженицына является
переплетение реалистического изображения советской действитель-
ности и философских исканий правды жизни. Поэтому практиче-
ски все произведения писателя, в том числе, разумеется, и повесть
«Один день Ивана Денисовича» и рассказ «Матренин двор», можно
охарактеризовать как социально-философские. Такой сложный
жанр позволяет писателю не просто правдиво описать современную
ему жизнь, но и осмыслить ее, и вынести ей приговор. И в повести,
и в рассказе мы видим глубокое изображение трагедии народа. Ав-
тор не показывает никаких чрезвычайных ужасов, но тем страшнее
вывод, следующий из такого описания советской действительности:
Советское государство борется против собственного народа. Чест-
ные, трудолюбивые, талантливые люди сидят в лагерях, а на воле
простые люди не живут, а перемогают жизнь с огромным трудом.
Критики, признавая справедливость изображения советской
жизни в произведениях Солженицына, упрекали писателя в отсутст-
вии оптимистического, жизнеутверждающего пафоса. Описание
«почти счастливого» дня Ивана Денисовича оканчивается спокой-
ным в своей безысходности рассуждением: «Таких дней в его сроке
<...> было три тысячи шестьсот пятьдесят три. Из-за високосных го-
дов — три дня лишних набавлялось...» Жизнь Матрены — благород-
ная жертва, которую никто из окружающих так и не понял, не оце-
нил. Но с упреками трудно согласиться: оптимизм Солженицына ви-
ден в том, что простые люди сохранили в себе человечность, нравст-
венный закон, живую душу. Все это поможет России подняться.