Понедельник, 14.07.2025, 10:16
<<Y.S.K.>>
Главная
· RSS
Меню сайта
Поиск

Реклама


Новости

Наш опрос
Нашли ли вы на нашем сайте нужную для вас информацию?
Всего ответов: 151
 ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (/ вариант)
ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА (/ вариант)
Невозможно открыть газету и не прочитать в ней статью об оче-
редном экологическом бедствии. Статью об умирании Волги, источ-
нике озонового слоя и о многих других страшных вещах! Стыдно
сказать, но скандинавы приезжают к нам со своей питьевой водой,
а государство не может спасти облученных людей, и это делают за
194
границей. Мы должны признать, что настал тот момент, когда при-
рода, вынужденная защищаться от агрессии человека, начинает его
уничтожать. Уничтожать по-разному: небывалыми наводнениями,
катастрофическими землетрясениями, угрожающим повышением
среднегодовой температуры.
Но самое страшное, что делает природа с человеком, — это то,
что она лишает его разума. Человек деловито подрубает сук, на ко-
тором сидит, не осознавая этого. А ведь без чистой воды и воздуха,
без плодородной, живой земли человечество обречено на медлен-
ную и мучительную смерть. И с каким же убийственным постоян-
ством люди загрязняют именно воздух, воду и землю!
Давно ли это началось?
С того самого момента, как человек пошел по пути цивилиза-
ции.
А ведь были времена, когда природа и человек понимали друг
друга, были единым целым.
Первый из дошедших до нас величайших памятников древне-
русской литературы — «Слово о полку Игореве» — содержит уди-
вительные эпизоды, свидетельствующие о традиции изображения
человека в единстве со всем окружающим миром. Неизвестный
древний автор «Слова» говорит о том, что природа принимает са-
мое активное участие в человеческих делах. Сколько предупрежде-
ний о неизбежном трагическом финале похода князя Игоря она де-
лает: и лисицы лают, и раздражается зловещая небывалая гроза, и
кровав был восход и заход солнца.
Эту традицию донесли до нас многие мастера художественного
слова. Думаю, не будет преувеличением сказать, что многие клас-
сические произведения, будь то «Евгений Онегин» А. С. Пушкина
или «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Война и мир» Л. Н. Толстого
или «Записки охотника» И. С. Тургенева, совершенно немыслимы
без замечательных описаний природы. Природа в них участвует в
поступках людей, помогает формированию мировоззрения героев.
Таким образом, можно констатировать тот факт, что, говоря о
русской литературе предшествующих столетий, и в том числе
XIX века, мы в первую очередь имели в виду ту или иную степень
единства, взаимосвязи между человеком и природой.
Говоря же о литературе советского периода, мы вынуждены рас-
суждать преимущественно об экологических проблемах, возник-
ших на нашей планете.
Примечательно, что еще А. П. Чехов, размышляя о причинах
несчастливости, «недотепистости» человека, считал, что при ны-
нешних взаимоотношениях между человеком и природой человек
обречен быть несчастным при любой социальной системе, любом
уровне материального благополучия. Чехов писал: «Человеку нуж-
но не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся приро-
да, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности
своего свободного духа».
И неудивительно, что многие писатели уделяли теме природы
так много внимания.
Из писателей-прозаиков можно выделить П. Бажова, М. При-
швина, В. Бианки, К. Паустовского, Г. Скребицкого, И. Соколова-
195
Микитова, Г. Троепольского, В. Астафьева, В. Белова, Ч. Айтмато-
ва, С. Залыгина, В. Распутина, В. Шукшина, В. Солоухина и дру-
гих.
Многие поэты писали о красоте родной земли, о бережном отно-
шении к матери-природе.
Это Н. Заболоцкий, Д. Кедрин, С. Есенин, А. Яшин, В. Лугов-
ской, А. Т. Твардовский, Н. Рубцов, С. Евтушенко и другие стихо-
творцы.
Еще Сергей Есенин в стихотворении «Сорокоуст» описывал чу-
довищный поединок между «красногривым жеребенком» и «чугун-
ным поездом», олицетворяющими природное начало и жестокий
каток цивилизации:
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Есенин кровно ощущал единство с Родиной, природой, которые
были для него единым неразделимым целым, написал уникальные,
единственные в мировой поэзии по степени понимания природы
стихи: «Зеленая прическа», «Лисица», «Отговорила роща золо-
тая...», «Я покинул родимый дом...», «Песнь о собаке», «Корова»,
«Клен ты мой опавший...» и другие произведения. Есенин прекрас-
но чувствовал, что наступление цивилизации на мир живой приро-
ды ведет к необратимым, страшным последствиям. Особенно ярко
эта мысль выражена в стихотворении «Мир таинственный, мир
мой древний...»:
Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Особенно острое и пристальное внимание к проблеме экологиче-
ского бедствия, варварскому отношению человека к природе, к
«братьям нашим меньшим» уделяли в своем творчестве такие со-
временные писатели, как Ч. Айтматов («Плаха», «Буранный полу-
станок») и В. Распутин («Последний срок», «Живи и помни»,
«Прощание с Матерой», «Пожар»).
В повестях Валентина Распутина «Прощание с Матерой» и «По-
жар» мы наблюдаем трагический конфликт между человеком и
природой.
Фактически второе произведение продолжает тему первого, ко-
торое, в свою очередь, является логическим продолжением всего
предшествующего творчества писателя.
Матера — это не просто земля, остров, определенная террито-
рия, которую должны затопить. Матера — это образ-символ. В нем
звучит и что-то материнское, ласково-властное, и зрелость, и воз-
мужалость, матерость. «Но от края до края, от берега до берега
хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и вся-
кой твари по паре — всего, отделившись от материка, держала она
в достатке — не потому ли и звалась громким именем Матера?»
196
Матера — это часть материка, остатки исчезающего, вытесняемого
временем пласта истории, народной жизни.
Триста лет стояла деревня Матера, а сколько лет острову, на ко-
тором она стоит, никто не знает. И вот люди решают, что проблему
обеспечения района электроэнергией можно решить, только зато-
пив ее, как в свое время были затоплены сотни больших и малых
сел, деревень, станиц, хуторов, городов.
Один из героев повести, Андрей, утешает старую жительницу
Матеры Дарью: «Наша Матера на электричество пойдет, тоже по-
льзу будет людям приносить».
Как будут жить на новом месте, в каменных мешках-квартирах
жители острова Матера? Приживутся ли, будут ли счастливы и
спокойны?
Примечательно, что уничтожению деревни противятся не толь-
ко люди, сама природа как бы отдаляет последний срок затопления
Матеры, продляет ей на несколько дней жизнь — посылает в дни
последних полевых работ проливные дожди, дает возможность Да-
рье и ее односельчанам проститься с родной землей, где похороне-
ны их родители, где остаются их корни.
О том, как складывается судьба вот таких переселенцев, повест-
вует другое произведение В. Распутина — «Пожар».
Оторванные от прежних корней люди, такие, как Иван Петро-
вич Егоров, прежде живший в деревне Егоровке, оказавшись в по-
селке Сосновке, жить там не могут. Сосновка как бы выталкивает
их. Причем чем нравственнее, лучше оказывается человек, тем бы-
стрее и неотвратимее этот процесс происходит.
Выясняется, что отрыв от родной земли, милой сердцу приро-
ды, утрата чувства малой родины, земли, на которой стоит твой
дом, приводит к страшным последствиям: разладу в душе, расколу
в семье, потере интереса к жизни.
Конечно, Иван Петрович Егоров не единственный в поселке по-
рядочный человек. Мы проникаемся симпатией и к другим персо-
нажам повести: Борису Тимофеевичу Водникову, А. Бронникову,
дяде Хампо, Семену Кольцову, жене Ивана Петровича. Процессы
коррозии души их практически не затронули. В экстремальной си-
туации, которой в повести является пожар, каждый показывает се-
бя в истинном свете. Не случайно, конечно, что кульминацией все-
го произведения является именно природное явление. Именно оно
помогает раскрытию характеров людей. Одни мародерствуют, изде-
ваются над общей бедой, а для других даже во время пожара суще-
ствует только один нравственный «устав» — «чужого не тронь».
Таким образом, пожар является переломным моментом в жизни
людей.
Итак, писатель Валентин Распутин утверждает, что тогда, когда
бывшие хлеборобы начинают заниматься несвойственным им де-
лом, когда они бросают родные места, то даже природа восстает
против этого и начинаются страшные процессы, «вызверяющие»
людей.
Природа, которую человек в своей гордыне бросился покорять,
не прощает ему насилия над собой. И огромная заслуга литературы
состоит в том, что она бьет тревогу, борется за человека, старается
197
пробудить его душу от спячки, в очередной раз говорит ему о воз-
можности того счастья, о котором писал Сергей Есенин:
Счастлив тем, что целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость —
Все любя, ничего не желать?


Copyright MyCorp © 2025
Информеры
  • Анекдоты про политику (9)
  • Пошлые анекдоты (39)
  • Разные анекдоты (44)
  • Какие форумы вы считаете наиболее интерессными? (9)
  • Что бы вы хотели видеть на нашем сайте? (63)
  • Яндекс.Погода

    Случайный анекдот
    - Что случилось с вашим дедом?
    - Спиртное довело его до могилы.
    - Белая горячка доконала?
    - Hет, взорвался самогонный аппарат.
    Календарь
    «  Июль 2025  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Мини-чат
    500
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Rambler's Top100