На протяжении столетий писатели и поэты русской литературы
поднимают извечную проблему — это взаимосвязь природы с окру-
жающим миром, с человеком. Поэтому не случайно Чингиз Тореку-
лович Айтматов в своем романе «Буранный полустанок» показыва-
ет главного героя, Едигея Жангельдина, на фоне степей, холодных
и равнодушных к человеку. По мнению Айтматова, природа состав-
ляет основу человеческого бытия. Именно отношение человека к
природе автор считает мерилом его нравственности.
Уезжает Зарипа, в которую влюблен Едигей. Он в отчаянии и
вымещает свою боль на Каранаре: «Яростно, беспощадно хлестал
он Буранного Каранара, нанося удар за ударом».
Этим поступком Едигей разрушает не только гармонию, которая
существует между природой и человеком, но и губит что-то челове-
ческое в самом себе, и природа, как бы осуждая поступок Едигея,
становится равнодушной к герою, делает его одиноким в этой сте-
пи.
Совсем другим мы видим Едигея в истории с золотым мекре.
Рыба нужна ему, как кажется Едигею, чтобы в его доме были сча-
стье и радость. Укубале, своей жене, он показывает мекре со слова-
ми: «...я его упросил». Это говорит о том, что нужно всегда посту-
пать по справедливости, к чему бы это ни относилось. Истоки этого
в народной мудрости, в народном опыте, который говорит о том,
что единство человечества и природы — это основа существования
человека на земле.
Когда в романе «Плаха» люди разоряют волчье логово, тем са-
мым нарушая гармонию природы, вмешиваясь в нее, природа пла-
тит им тем же: волчица Акбара уносит человеческого детеныша.
Эту же проблему взаимосвязи природы и человека, их единобор-
ства и противоборства, ставит Виктор Петрович Астафьев в своем
повествовании в рассказах «Царь-рыба».
Герой рассказа «Царь-рыба», Игнатьич, всю жизнь занимался
браконьерством. Поссорившись со своим братом, он решает пой-
мать с помощью самолова царь-рыбу, осетра необыкновенной кра-
соты, огромных размеров. Своей тяжестью рыба тащит за собой под
воду Игнатьича. Сплетаясь воедино, они борются друг с другом,
каждый за свою жизнь. Автор как бы хочет поменять местами че-
ловека и рыбу, еще раз взглянуть со стороны на то зло, которое он
порой может причинить ей, и в этом авторская позиция Астафьева.
198
«Что-то редкостное, первобытное» было в этой рыбе. Царь-рыба —
прародительница, которая выступает как символ живой природы.
Когда Игнатьичу становится совсем тяжело, он вспоминает
своего деда, предания, которые от него услышал. Дед говорил, что
тому человеку, у которого на душе есть грех, не должна попасться
царь-рыба. «А ежли у вас, робяты, за душой... тяжкий грех, срам
какой, варначество — не вяжитесь с царью-рыбой... Ненадежно де-
ло варначье». Каждый человек совершил какой-то грех. Игнатьич
не является исключением. Во-первых, он всю свою жизнь занимал-
ся браконьерством, загубил много рыбы. Во-вторых, еще в молодо-
сти он плохо поступил с одной девушкой, Глашкой Куклиной, На-
несенная ей обида камнем лежала на душе Игнатьнча всю жизнь.
Как могло случиться, что человек оказался в плену у рыбы? Ав-
тор считает, что его погубила жадность: «...забылся в человеке че-
ловек! Жадность его обуяла!»
Мир природы таит в себе дух справедливого возмездия, о кото-
ром взывают страдания царь-рыбы, израненной человеком. Встреча
с рыбой — это час расплаты за грехи, за то, что Игнатьич забыл в
себе человека, за уничтожение им окружающей среды. Это также и
сцена раскаяния. Герой заново переосмысливает свою жизнь.
В. Астафьев так же, как и Ч. Айтматов, считает, что, уничто-
жая окружающий мир, человек уничтожает в первую очередь само-
го себя, так как человек, по Астафьеву, — это органическая, есте-
ственная часть природы. И это уничтожение не только физическое,
но и нравственное, моральное.
Герой рассказа «Капля» оказывается на природе и видит на та-
ловом листке каплю росы. Эта капля наполняет «молодыми силами
вечное движение* рек. Она «замерла, боясь обрушить мир своим
падением». Этим автор говорит о том, что хрупкость этой капли,
гармонии природы — это и хрупкость человеческого существова-
ния. Поэтому гармония человека и природы должна сохраняться
как можно дольше.
Авторская мысль заключается в сопоставлении недолговечной,
проходящей человеческой жизни и вечного, бесконечного сущест-
вования окружающего мира, природы.
Пафос «Повествования в рассказах» Астафьева заключается в
неистовой борьбе против безразличия, бездушия, хищничества по
отношению к природе. Поэтический символ стойкости в этой борь-
бе — турухансквя лилия, скромный таежный цветок.
Неповторимую прелесть и многообразие природы родного края
раскрывают в своих произведениях многие писатели: И. А. Бунин,
А. И. Куприн, К. Г. Паустовский, М. М. Пришвин. Каждая встреча
с природой — это встреча с прекрасным, неизведанным, это при-
косновение к тайне. С приобщения к миру красоты родной приро-
ды начинается любовь человека к Родине.