Среда, 09.07.2025, 13:57
<<Y.S.K.>>
Главная
· RSS
Меню сайта
Поиск

Реклама


Новости

Наш опрос
Нашли ли вы на нашем сайте нужную для вас информацию?
Всего ответов: 151
 ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (/ вариант)
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (/ вариант)
Молчал, задумавшись, и я,
Привычным взглядом созерцая
Зловещий праздник бытия.
Смятенный вид родного края.
Я. Рубцов
Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волно-
вать человечество на протяжении всех веков его существования,
является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончай-
ший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич
Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и
только он один во всем мироздании, чувствует потребность спраши-
вать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что та-
кое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могу-
щественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в
нем эти вопросы».
О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями,
писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы
конца XIX — начала XX века даже установили связь между нацио-
202
нальным характером и образом жизни русского человека, приро-
дой, среди которой он живет.
Евгений Базаров, устами которого Тургенев выразил мысль
определенной части общества о том, что «природа не храм, а мас-
терская, и человек в ней работник», и доктор Астров, один из геро-
ев пьесы Чехова «Дядя Ваня», сажающий и выращивающий леса,
думающий о том, как прекрасна наша земля, — вот два полюса в
постановке и решении проблемы «Человек и природа».
Погибающее Аральское море и Чернобыль, загрязненный Байкал
и высыхающие реки, наступающие на плодородные земли пустыни
и страшные болезни, появившиеся только в XX веке, — вот лишь
немногие «плоды» человеческих рук. А таких, как Астров, слишком
мало, чтобы остановить разрушающую деятельность людей.
Тревожно зазвучали голоса Троепольского и Васильева, Айтма-
това и Астафьева, Распутина и Абрамова и многих, многих других.
И возникают в русской литературе зловещие образы «архаровцев»,
«браконьеришек», «туристов-транзисторщиков», которым «сдела-
лись подвластны необъятные просторы». «На просторах» они так
резвятся, что за ними, как после Мамаева войска, — сожженные ле-
са, загаженный берег, дохлая от взрывчатки и отравы рыба». Люди
эти потеряли связь с землей, на которой они родились и выросли.
Голос сибирского писателя Валентина Распутина в повести «По-
жар» звучит гневно и обличающе против людишек, которые не по-
мнят родства своего, своих корней, истока жизни. Пожар как воз-
мездие, обличение, как сжигающий огонь, уничтожающий на ско-
рую руку построенное жилье: «Горят леспромхозовские склады в
деревне Сосновка». Повесть, по замыслу писателя, созданная как
продолжение «Прощания с Матерой», говорит о судьбе тех, кто
...предал свою землю, природу, самую человеческую суть. Прекрас-
ный остров уничтожен и затоплен, так как на его месте должно
быть водохранилище, оставлено все: дома, огороды, неубранный
урожай, даже могилы — место святое для русского человека. По
указанию начальства все должно быть сожжено. Но природа проти-
вится человеку. Как кресты, торчат из воды обгорелые скелеты де-
ревьев. Гибнет Матера, но гибнут и души людей, теряются духов-
ные ценности, сохранявшиеся веками. И по-прежнему одиноки про-
должатели темы чеховского доктора Астрова Иван Петрович Петров
из повести «Пожар» и старуха Дарья из «Прощания с Матерой». Не
услышаны ее слова: «Эта земля рази вам однем принадлежит? Это
земля-то вся принадлежит кто до нас был и кто после нас придет».
Тональность темы человека и природы в литературе резко изме-
няется: из проблемы духовного обнищания она превращается в
проблему физического уничтожения природы и человека. Именно
так звучит голос киргизского писателя Чингиза Айтматова. Автор
рассматривает эту тему глобально, в общечеловеческом масштабе,
показывая трагичность разрыва связей человека с природой, соеди-
няя современность с прошлым и будущим.
Уничтожающий и продающий заповедный лес Орозкул превра-
щается в быкоподобное существо, отвергающий народную нравст-
венность и отстранившийся от жизни родных ему мест Сабиджан,
вообразивший себя большим городским начальником, проявляет
203
черствость и неуважение к умершему отцу, возражая против его
похорон на родовом кладбище Ана-Бейт, — это «герои» романа
«Буранный полустанок».
В «Плахе» до предела заострен конфликт между природой и
«темными силами», и в лагере положительных героев оказываются
волки. Имя волчицы, теряющей по вине людей один выводок за
другим, — Акбара, что значит «великая», а глаза ее охарактеризо-
ваны теми же словами, что и глаза Иисуса, легенду о котором
Айтматов сделал составной частью романа. Огромная волчица не
угроза человеку. Она беззащитна перед мчащимися грузовиками,
вертолетами, винтовками.
Природа беспощадна, она нуждается в нашей защите. Но как
порой обидно за человека, который отворачивается, забывает о ней,
обо всем добром и светлом, что только есть в ее недрах, и ищет свое
счастье в ложном и пустом. Как часто мы не прислушиваемся, не
хотим слышать сигналы, которые она без устали посылает нам.
Свои размышления я хочу завершить словами из рассказа Вик-
тора Астафьева «Падение листа»: «Пока падал лист; пока он достиг
земли, лег на нее, сколько же родилось и умерло на земле людей?
Сколько произошло радостей, любви, горя, бед? Сколько пролилось
слез и крови? Сколько свершилось подвигов и предательств? Как
постигнуть все это?»





Copyright MyCorp © 2025
Информеры
  • Яндекс.Погода

    Случайный анекдот
    Календарь
    «  Июль 2025  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Мини-чат
    500
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Rambler's Top100