Среда, 27.08.2025, 16:30
<<Y.S.K.>>
Главная
· RSS
Меню сайта
Поиск

Реклама


Новости

Наш опрос
Нашли ли вы на нашем сайте нужную для вас информацию?
Всего ответов: 151
 ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (П вариант)
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (П вариант)
Тему человека и природы рассматривали многие писатели, и
среди них мне хотелось бы назвать Валентина Распутина и его ро-
ман «Прощание с Матерой». Природа в этом произведении предста-
ет перед читателем в разных значениях. Это и пейзаж, и художест-
венный символ гибели, смерти, и выявление сущности человека,
человеческой природы; природа как хозяин жизнеустройства, ми-
роустройства. Эти аспекты понимания природы я и попытаюсь рас-
крыть.
Пейзаж в повести выявляет настроение каждого и всех героев.
Когда слухи о переселении жителей были еще неясными, неточны-
ми, то природа предстает перед нами успокаивающая, нежная, до-
брая: «Жары на острове, посреди воды, не бывает; по вечерам, ког-
да затихал ветерок и от нагретой земли исходило теплое испарение,
такая наступала кругом благодать, такой покой и мир,,, так все ка-
залось прочным, вечным, что ни во что не верилось — ни в пере-
езд, ни в затопление, ни в расставание... В конце романа природа
показывается тревожной, затихает в ожидании чего-то плохого,
сумрачного; такое же настроение было и у оставшихся жителей
Матеры: «Стояла глухая, сплошная тишь: не плескала вода, не до-
носило привычного шума с переката на недалеком верхнем изломе
Ангары, не булькала одиноким случайным чмоком со дна рыба, не
возникало, не пробивалось нигде длинного и мерного, в другую по-
ру доступного чуткому уху, поигрывающего посвиста течения, мол-
чала земля — все кругом казалось заполнено мягкой, непроницае-
мой плотью...» В романе картины природы выступают в роли сим-
волов, которые меняют свое значение в зависимости от развития
204
сюжета и авторской идеи. К таким символам можно отнести образ
Ангары. В начале романа — это «могучая сверкающая течь», кото-
рая катится «с чистым, веселым перезвоном», в конце же Ангара
вовсе исчезает, она «сгинула в кромешной тьме тумана». Эволюция
этого символа неотделима от эволюции жителей Матеры: ведь и
они живут как в тумане: Павел на катере не может найти свою род-
ную деревню, старухи, жившие столько лет вместе, не узнают друг
друга, лишь видно, как «в тусклом размытом мерцании проносятся
мимо, точно при сильном вышнем движении, большие и лохматые,
похожие на тучи очертания...» Затем очень символичен туман, опу-
стившийся на Матеру. Такого густого тумана не было уже давно, и
он как бы является символическим концом Матеры, последний раз
оставляя ее в одиночестве с ее старейшими жителями. Вообще я
хочу отметить, что природа, по Распутину, так или иначе изменя-
ется в соответствии с изменениями в людской жизни, и можно сде-
лать справедливый вывод, что природа и человек имеют в романе
огромное влияние друг на друга и существуют нераздельно.
Теперь я перейду к изображению природы как образа Хозяина.
Сначала он описывается как «маленький, чуть больше кошки, ни
на какого другого зверя не похожий зверек», которого «никто ни-
когда не видел», но «он здесь знал всех и все, что происходило из
конца в конец и из края в край на этой отдельной, водой окружен-
ной и из воды поднявшейся земле». Однако он не является бессло-
весным существом: его мысли, его анализ происходящего сразу же
выдают его предназначение. С одной стороны, это, безусловно, сам
автор, который наблюдает за событиями как бы со стороны, загля-
дывает вперед повествования («Знал Хозяин, что Петруха скоро
распорядится своей избой сам») и выносит его на суд читателя че-
рез призму собственного восприятия. А с другой стороны, этот об-
раз настолько гармоничен, что невольно напрашивается его олице-
творение с самой природой, и через него она выражает свое отно-
шение ко всему происходящему. Особенно четко это видно в самом
конце произведения, когда «...в раскрытую дверь, как из развер-
стой пустоты, понесло туман и послышался недалекий тоскливый
вой — то был прощальный голос Хозяина»; природа в образе Хозя-
ина прощается с Матерой, которая была ей так дорога и близка.
Наконец, я подхожу к третьему, самому, на мой взгляд, слож-
ному аспекту представления природы в изображении Валентина
Распутина — природы, выявляющей природу человека. Эта тема
является одной из основных во всех произведениях писателя. В
«Прощании с Матерой» он создал яркие, колоритные образы, пока-
зав в них все стороны человеческого характера. Это и бесстыдство
Петрухи, который, после того как поджег свою избу, говорил, как
«в последний момент проснулся от дыма в легких и от жара в воло-
сах — волоса аж потрескивали»; это и самобытность «чужака» Бо-
годула, и духовная сила старухи Дарьи, которая сама прибирает
свою избу, прощается с ней, со своей прошлой жизнью; она испол-
няет извечный обряд: «...Ее по-прежнему не оставляло светлое, ис-
тайна берущееся настроение, когда чудилось, что кто-то за ней по-
стоянно следит, кто-то ею руководит»; это и недетская серьезность
молчаливого Коли, еще совсем маленького мальчика, который, од-
205
нако, уже успел узнать жизнь. Автор нередко «выворачивает» сво-
их героев наизнанку, показывая самые тайные уголки их души. И
я думаю, что Валентина Распутина можно смело назвать знатоком
природы человека и писателем драматического времени, совестью
своего народа.






Copyright MyCorp © 2025
Информеры
  • Анекдоты про политику (9)
  • Пошлые анекдоты (39)
  • Разные анекдоты (44)
  • Какие форумы вы считаете наиболее интерессными? (9)
  • Что бы вы хотели видеть на нашем сайте? (63)
  • Яндекс.Погода

    Случайный анекдот
    Стоят двое с бутылкой водки. Походит еще один:
    - Можно я тpетьим буду?
    - Да нет, ты будешь четвеpтым...
    - Вас же только двое?
    - А мы тpоих уже на #$: послали!
    Календарь
    «  Август 2025  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    25262728293031
    Мини-чат
    500
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Rambler's Top100