Пусть живые запомнят
и пусть поколения знают
эту взятую с боем
суровую правду солдат.
И твои костыли,
и смертельная рана сквозная,
и могилы над Волгой,
где тысячи юных лежат, —
Это наша судьба...
С. Гудзенко
В последнее время в души и сердца стали возвращаться забытые
имена писателей, их честные книги о войне. Это такие произведе-
ния, как роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба», повести и расска-
зы В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. Воробьева («Крик»,
«Убиты под Москвой», «Гуси-лебеди»), В. Кондратьева («Отпуск по
ранению», «Сашка») и др.
Прекрасная повесть о войне В. Некрасова «В окопах Сталингра-
да» появилась в 1942 году. Это было первое произведение неизвест-
ного тогда писателя-фронтовика, дослужившегося до капитана,
провоевавшего под Сталинградом все долгие дни и ночи, участво-
вавшего в его обороне, в страшных и непосильных боях, которые
вела наша армия. В произведении мы видим стремление автора не
только воплотить личные воспоминания о войне, но и попытаться
психологически мотивировать поступки человека, исследовать
нравственно-философские истоки подвига солдата. Читатель уви-
дел в повести великое испытание, о котором написано честно и до-
стоверно, столкнулся со всей бесчеловечностью и жестокостью вой-
ны. Это была одна из первых попыток психологического осмысле-
ния подвига народа.
События в повести В. Некрасова происходят в сорок втором году
при обороне Сталинграда. Автор описывает передовую, ожесточен-
ные бои, когда противник прорвался к Волге и отступать было не-
куда. И возникает вопрос: кто виноват в этом? Кто виноват в не-
подготовленности наших войск к войне, в отступлении Красной
Армии, в том, что враг дошел уже до Волги? Этот вопрос возникает
у многих: и у Юрия Керженцева, главного героя повести, и у
командира пятой роты Фабера, и у других людей.
220
Война стала для всех большой бедой, несчастьем. Но именно в
это время люди проявляют нравственную суть, «она (война) как
лакмусовая бумажка, как проявитель какой-то особенный». Вот,
например, Валега — малограмотный человек, «...читает по слогам,
и спроси его, что такое родина, он, ей-богу ж, толком не объяснит.
Но за эту родину... он будет драться до последнего патрона. А кон-
чатся патроны — кулаками, зубами...». Командир батальона Ширя-
ев и Керженцев делают все возможное, чтобы сберечь как можно
больше человеческих жизней, чтобы выполнить свой долг. Им про-
тивопоставлен в романе образ Калужского, который думает только
о том, чтобы не попасть на передовую; автор также осуждает и Аб-
росимова, который считает, что если поставлена задача, то ее надо
выполнять, несмотря на любые потери, бросая людей под губитель-
ный огонь пулеметов.
Читая повесть, чувствуешь веру автора в русского солдата, у ко-
торого, несмотря на все страдания, беды, неудачи, нет никаких со-
мнений в справедливости освободительной войны. Герои повести
В. П. Некрасова живут верой в будущую победу и готовы без коле-
баний отдать за нее жизнь.
В этом же суровом сорок втором происходят события повести
В. Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и
воевал он подо Ржевом так же, как и его герой. И повесть его по-
священа подвигам простых русских солдат. В. Кондратьев так же,
как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал о том жесто-
ком и тяжелом времени честно и талантливо. Герой повести
В. Кондратьева Сашка очень молод, но он уже два месяца на пере-
довой, где «просто обсохнуть, согреться — уже немалая удача» и
«...с хлебцем плохо, навару никакого. Полкотелка... пшенки на
двоих — и будь здоров».
Нейтральная полоса, которая составляет всего тысячу шагов,
простреливается насквозь. И Сашка ночью поползет туда, чтобы
добыть своему ротному командиру валенки с убитого немца, пото-
му как у лейтенанта пимы такие, что их за лето не просушить, хо-
тя у самого Сашки обувь еще хуже. В образе главного героя вопло-
щены лучшие человеческие качества русского солдата. Сашка
умен, сообразителен, ловок — об этом свидетельствует эпизод за-
хвата им «языка». Один из главных моментов повести — отказ
Сашки расстреливать пленного немца. Когда его спросили, почему
он не выполнил приказ, не стал стрелять в пленного, Сашка отве-
тил просто: «Люди же мы, а не фашисты».
В главном герое воплотились самые лучшие черты народного
характера: мужество, патриотизм, стремление к подвигу, трудолю-
бие, выносливость, гуманизм и глубокая вера в победу. Но самое
ценное в нем — способность размышлять, умение осмыслить проис-
ходящее. Сашка понимал, что «не научились еще воевать как сле-
дует что командиры, что рядовые. И что учеба на ходу, в боях идет
по самой Сашкиной жизни. Понимал и ворчал, как и другие, но не
обезверил и делал свое солдатское дело, как умел, хотя особых ге-
ройств не совершал».
«История Сашки — это история человека, оказавшегося в самое
221
трудное время в самом трудном месте на самом трудной должнос-
ти — солдатской*, — писал о герое Кондратьева К. М. Симонов.
Тема народного подвига звучит также в повести писателя-фрон-
товика К. Воробьева «Убиты под Москвой». Она появилась в печа-
ти в 1963 году, но подверглась резкой критике, была запрещена в
продолжение многих лет и вернулась к читателю в 1987 году. Кри-
тик Златокуцкий назвал книгу Воробьева повестью о прозрении от
слепоты. Главная мысль — постижение сущности войны всеми ге-
роями. В начале повествования мы узнаем о том, как учебная рота
в количестве двухсот сорока курсантов идет на фронт. Они шли
легко и радостно, фронт казался им чем-то величественным. Но в
страшных условиях жесточайшей войны во многом меняются их
представления о жизни.
Молоденькие курсанты переживают первый обстрел, гибель по-
литрука роты Анисимова, а затем похороны шести убитых товари-
щей, кровопролитные бои и смерть многих бойцов. В финальной
сцене мы узнаем, что из всей роты в живых остался только лейте-
нант Ястребов.
Война показана К. Воробьевым как народное бедствие. Автор,
восхищаясь мужеством своих героев, их подвигом, в то же время
как бы спрашивает, почему мы часто не ценим человеческую
жизнь, почему так бездумно относимся к урокам нашей истории.
Главный герой повести Алексей Ястребков прошел суровую
школу, постиг жестокий опыт войны, стал мужественным воином,
до конца выполнил свой долг, долг памяти перед погибшими това-
рищами.
Прошло пятьдесят лет, как отгремели победные залпы над Бер-
лином, но тема войны, тема подвига, стойкости, мужества совет-
ских людей в те трудные, грозовые годы продолжает волновать пи-
сателей, поэтов. Они делятся воспоминаниями о пережитом. И это
для них самое большое счастье, самая высокая любовь к своему
долгу, к Родине, к народу.