Грянул год, пришел черед,
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за все на свете.
А. Твардовский
Поэт-фронтовик сказал: «Война — жесточе нету слова...» Уже
для многих поколений оно олицетворяет ненависть и страх, боль и
смерть. Пятьдесят лет прошло с тех пор, как окончилась самая же-
стокая и кровопролитная из войн. И очень приятно, что люди не
забыли тех страшных уроков, что преподнесла нам история. Так
случилось, что испокон веков наша Родина требовала от своих сы-
нов подвига во имя самой жизни, во имя всего человечества. И они
поднимались, эти русские чудо-богатыри, и несокрушимой стеной
вставали на пути зловещего врага. И конечно же, как могла лите-
ратура оставить без внимания сей ратный подвиг, как могла не вос-
222
петь его для грядущих поколений? Множество литераторов брали
на себя этот труд. Среди них были и неизвестные ныне авторы
древних летописей, и признанные классики русской литературы.
Мужество и героизм российского воина нашли отражение как в ле-
тописном «Слове о полку Игореве», так и в грандиозной эпопее
Льва Николаевича Толстого «Война и мир».
Подвиг человека на войне, каков он? Он такой разный, как
трудно его порой определить. У него нет ни возраста, ни пола, ни
национальности. В свои восемнадцать лет Александр Матросов
вряд ли думал о подвиге, бросаясь на амбразуру и закрывая своим
телом вражеский пулемет, чтобы товарищи могли пойти в атаку. И
это войдет в историю, как и подвиг Николая Гастелло, который на-
правил свой охваченный пламенем самолет на танки врага. Эти ге-
рои, а с ними и великое множество других не будут забыты. Подчас
же подвиг человека остается неизвестным. Пример именно такого
героизма мы видим в рассказе Михаила Шолохова «Судьба челове-
ка». Его герой, Андрей Соколов, проходит через все круги ада в фа-
шистском плену, война отбирает у него жену и дочь, а потом и сы-
на. Все эти несчастья тяжелым грузом ложатся на сердце Андрея.
Казалось бы, человек не может выдержать такой тяжести, его ду-
ша должна навечно опуститься в пучину отчаяния и ожесточения.
Этого не происходит с Соколовым, все пережитое рождает лишь
временное отчуждение, тонкий ледяной покров, ограждающий его
от красот мира. Но Андрей сумел сохранить в неприкосновенности
свой внутренний мир, богатство своей души: «Человек всегда дол-
жен бороться за жизнь, за справедливость, но при этом он должен
оставаться человеком». Нравственно Андрей крепок, и, чтобы на-
всегда прогнать тот леденящий душу холод, ему нужна лишь не-
большая помощь, маленький толчок. И этим толчком к новой жиз-
ни становится Ванюшка — маленький мальчик, встреча с которым
освобождает душу Соколова, спавшую до этого в ледяном забытьи.
Ну разве остаться самим собой, перенеся все ужасы войны, это не
подвиг?
В том же рассказе Шолохов показывает нам еще один пример
людского подвига, и это пример мужества и верности своему долгу.
Военврач, запертый вместе с Соколовым и другими пленными в
церкви, даже не считает возможным остаться в тени, не выполнить
свой врачебный долг, не помочь раненым товарищам. Как глубоко
уважение автора к такому мужеству и самоотверженности: «Вот
что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое ве-
ликое дело делал».
Еще один подвиг душевный, внутренний — это подвиг Алексея
Мересьева из «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого.
Человек, оставшийся без ног, передвигающийся на протезах, сумел
сделать практически невозможное. Он заставил почувствовать са-
мого себя полноценным человеком. Алексей обладает настолько
сильной жаждой жизни, желанием действовать, что не может сми-
риться с ролью калеки, уготованной ему безжалостной судьбой.
Мересьев, пройдя через боль и страдания, достигает своей заветной
цели, он вновь поднимается в небо. Алексей совершает подвиг си-
лы воли и упорства в достижении поставленной цели.
223
Подвигом может быть преодоление себя, своего страха, эгоизма,
способность ощущать свою ответственность за то, что происходит в
мире, готовность к самопожертвованию во имя любви к людям,
способность выбора пути перед лицом смерти. Именно этим пробле-
мам посвящена одна из лучших повестей В. Быкова — «Сотников».
Быков подробно прослеживает поведение Рыбака и Сотникова в
плену. Он показывает, как слепая жажда жизни приводит к изме-
не, как сильный, ловкий и смелый человек может оказаться преда-
телем. Рыбак — это «не враг по убеждению и не подлец по натуре».
Он смелый и мужественный партизан. Но все эти качества сохраня-
ются в нем до того момента, пока не нужно заплатить за убежде-
ния жизнью. Одной из причин, которые привели Рыбака к предате-
льству, Быков считает его нравственную неразвитость. Об этом ду-
мает перед смертью Сотников: «Рыбак был неплохим партизаном.
Но как человек и гражданин, безусловно, не добрал чего-то. Впро-
чем, откуда было и добрать Рыбаку, который после своих пяти
классов вряд ли прочитал хотя бы десяток хороших книг...» В Ры-
баке сильна жажда жизни, но в нем нет способности оценивать се-
бя, свои поступки, и поэтому легко его сломать. В этой повести ав-
тор раскрывает и рождение подвига. С момента ареста Сотников пе-
рестает думать о себе, о своей жизни. До самой смерти его мысли
заняты тем, чтобы спасти женщину, у которой они прятались.
Определяющей чертой характера Сотникова автор показал верность
гражданскому долгу. Он не прячется за спину другого, не перекла-
дывает долю своей ответственности на чужие плечи. Ответствен-
ность перед людьми — это и есть, по мнению автора, проявление
той высокой моральной силы, которая заключена в человеке. Под-
вигом было поведение Сотникова в фашистском застенке, подвигом
была и его смерть. Он остался человеком до конца своей жизни и
умирает непокоренным. Быков показывает, что путь к подлинному
мужеству и героизму труден. Готовность к подвигу воспитывает
вся жизнь.
Великолепна повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».
Невозможно читать ее без слез. Как страшно, когда девушки, кото-
рых сама природа предназначила для жизни, вынуждены с оружи-
ем в руках защищать свою Отчизну. Именно в этом и заключена
основополагающая мысль повести Бориса Васильева. Она повеству-
ет о подвиге, о подвиге девушек, защищающих свою любовь и
юность, свою семью, свою Родину и не пожалевших жизни ради
этого.
Вспоминая историю Великой Отечественной войны, нельзя за-
бывать еще об одной форме героизма, еще об одном подвиге. Это
подвиг труда, который, не жалея сил, свершали старики, женщи-
ны, дети. Они, как и их отцы, сыновья, мужья на фронте, сража-
лись с врагом в тылу, сражались, не щадя свою жизнь.
Великая Отечественная война ушла в прошлое, но нам и нашим
потомкам никак нельзя забыть тот бессмертный подвиг, который
совершил наш народ, каждый солдат в отдельности. Подвиг ради
будущего своих детей, ради мира на нашей планете. И так жаль,
что для достижения всего этого потребовалось так много жизней и
так много подвигов.