Изображение подвига человека на войне является традицион-
ным еще со времен «Слова о полку Игоревен и «Задонщины». Лич-
ный героизм солдата и офицера в романе Л. Толстого «Война и
мир» порождает «скрытое тепло патриотизма», ломавшее «хребет
врагу». Но в русской литературе XX века подвиг человека на войне
изображается не только через борьбу с врагом и победу над ним, но
и через борьбу каждого человека на войне с самим собой в ситуа-
ции нравственного выбора и победу над самим собой.
Начавшаяся Великая Отечественная война для советских людей
стала и «народной войной». На протяжении всей истории России
любые посягательства на российскую независимость и целостность
вызывали общенародный протест и стойкое сопротивление. И в
этой войне весь советский народ, за редкими исключениями, под-
нялся на войну с врагом, олицетворением которого был германский
фашизм.
Среди прошедших войну было много будущих поэтов и писате-
лей: Ю. Бондарев, В. Быков, К. Воробьев, Б. Васильев, В. Астафь-
ев, Д. Самойлов, С. Орлов, С. Гудзенко, Б. Окуджава. В основном
их произведения были напечатаны уже после смерти Сталина, а
многие пробы пера получали резкую критику за то, что они показа-
ли не столько мощь государства и оружия, сколько страдания и ве-
личие человека, брошенного в пекло войны.
Одним из запомнившихся мне произведений о войне стала по-
весть В. Некрасова «В окопах Сталинграда». В ней подвиг многих
людей показан не традиционно, не так, как это привыкли подавать
читателям авторы многочисленных книг о войне. В этой книге по-
двиг показан как повседневная жизнь простых солдат.
В повести «В окопах Сталинграда» В. Некрасов открыл правду
окопа — жизнь рядового войны — пехотинца. В этом произведении
автор не изображает героических подвигов в сражениях, а считает,
что именно в окопах решается исход битв. К нашему стыду, за это
произведение В. Некрасова исключили из Союза писателей, а в
1974 году выслали из страны. Эта книга начала целое направление
в литературе о войне. В. Некрасов рассказал о мужественных лю-
дях, которые героически преодолевали ежедневные тяготы войны.
Каждый герой и все вместе отвоевывали у войны свою жизнь — на
день, месяц, год.
Главный герой повести — Ю. Керженцев. В одном эпизоде он
рассматривает две фотографии своего друга Игоря, сравнивает их.
На довоенной фотографии Игорь изображен веселым, хорошо оде-
тым, а на фотографии времен войны — изможденным и осунув-
шимся. Впечатление, что на фотографиях разные люди. И не слу-
чайно в начале повести прозвучат слова: «Жизнь солдатская, будь
она проклята!» Боль за страшные потери и мучения звучит в сло-
вах повести: «...полка нет, и взвода, и Ширяева, а есть только на-
сквозь пропотевшая гимнастерка и немцы в самой глубине Рос-
сии». В. Некрасов так изображает быт войны, что кажется неверо-
ятным человеку пережить такое. Героически переносят солдаты
сражения, дороги, недолгое обживание новых мест.
225
На войне каждый день одно и то же, а это целая история сол-
датской жизни. «Тогда-то минировали и всех накрыло, а тогда-то
сутки в овраге отлеживались, в трех местах пилотку прострелили».
У В. Некрасова человек на войне изображается на грани между
жизнью и смертью. Еще одна правда этой страшной войны: секун-
ду назад — жизнь, а сейчас — уже нет.
Главного героя поражает: «Товарищей хоронят над Волгой —
просто как-то, здесь был вчера, а сегодня — нет, а завтра, может
быть, и тебя не будет. И так же глухо будет падать земля на гроб, а
может, и гроба не будет, а занесет тебя снегом, и будешь лежать до
конца войны». От такой простоты становится страшно.
«Дымящийся окурок на губе трупа — это было страшнее всего:
страшнее разрушенных городов, оторванных рук и ног, распорото-
го живота или повешенного ребенка. Секунду назад была жизнь, а
сейчас человек уже мертв». Убитый солдат с дымящимся окурком
на губе — это символ полного разрушения грани между жизнью и
смертью.
Нам, читателям, страшно от будничности, в которой потерялась
даже смерть. «Завтра проснутся люди и увидят, кого нет; люди
пойдут молча, смотря под ноги и не оглядываясь».
Нам и места в землянке хватало вполне,
Нам и время текло для обоих...
Все теперь одному, только кажется мне,
Это я не вернулся из боя.
В. Высоцкий
В. Некрасов показал войну изнутри, глазами солдата. А это зна-
чит, что она представлена правдой, настоящей и страшной прав-
дой. В этой войне каждый солдат совершал не только подвиг, но и
пережил позор отступления, не только четкое проведение военных
операций и победы были в ней.
Каждый мечтал о покое, об уютном домике, где можно было бы
находиться в кругу семьи и слушать музыку, а не гром далеких ка-
нонад. Такие же надежды и мечты были у Ю. Керженцева, но ког-
да он вернулся домой, то воспоминания о войне не давали ему по-
коя. «На душе был какой-то осадок, и, хотя он не дезертир и не
трус, было такое ощущение, что он и то и другое».
О таком состоянии солдат, вернувшихся с войны, я знаю от
своего деда. В моей семье воевали дед и прадед.
Дед пошел на войну семнадцатилетним парнем, без разрешения
уйдя из дома и присоединившись к псковским партизанам. Позже
он воевал в армии, закончив войну в Кенигсберге.
Прадед воевал в артиллерийских войсках и был водителем ра-
кетной установки «Катюша».
Оба они имеют ордена и медали.
Дед был ранен, а из деревни, откуда ушел на войну прадед,
только в его семье вернулись домой все мужчины. В других семьях
недосчитались где по одному, где по два человека, но все вернув-
шиеся долгие годы были душевно подавлены. Дед всегда неохотно
рассказывал о пережитом на войне.
В мою память врезались глаза героя кинофильма Л. Шепитько
226
«Восхождение», снятого по повести В. Быкова «Сотников». Сотни-
ков стоит уже под петлей виселицы, через минуту жизнь его закон-
чится. Он смотрит на Рыбака, который, думая спасти свою жизнь,
«временно» пошел в услужение к немцам. В глазах Сотникова нет
страха, в них презрение к предателю и выражение уверенности в
том, что принять смерть, не запятнав чести, достойнее, чем при-
нять дар жизни из рук врага. Это является главной идеей повести
В. Быкова «Сотников». Подобный нравственный выбор совершали
и другие герои, превозмогая физические и нравственные мучения,
как А. Соколов, тоже попавший в плен. В рассказе М. Шолохова
«Судьба человека» многое кажется нереальным, "но обострение сю-
жетных ходов только подчеркивает героизм натуры А. Соколова:
три стакана водки у фашистов на глазах выпивает изможденный
человек, заставляя себя устоять на ногах, бежит с каменоломни,
под обстрелом пробивается через линию фронта.
В. Теркин в поэме А. Твардовского дважды переплывает реку с
ледяной водой, остается жив, потому что его нравственный выбор
как солдата был однозначен, иного способа закрепить военный
успех он не видел.
Когда сегодня мы пытаемся осмыслить подвиг людей в этой
войне, то видим, что он заключается в силе русского народа, а са-
мое главное — в мужестве и вере в Победу.
Надо помнить не только героизм наших людей, но и миллионы
погибших от пуль, голода, непосильного труда, в плену, В извест-
ной песне о войне на слова поэта-фронтовика Б. Окуджавы поется:
«...нынче нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не по-
стоим». В. Некрасов был одним из тех людей, кто готов был запла-
тить любую цену за Победу, и тем выше надо ценить героизм рус-
ского солдата.
Победив Германию, мы в глазах всего мира победили фашизм.
Из трагического опыта XX века видно, что фашизм всегда появля-
ется в периоды политической и экономической нестабильности в
государстве. К сожалению, это сейчас наблюдается в России. Наци-
онал-социалистические, либерально-демократические движения
объединяются под знаком свастики. И я ощущаю то же, что и ге-
рой стихотворения В. Высоцкого:
Здесь, на трассе прямой,
мне, не знавшему пуль, показалось,
что и я где-то здесь
довоевывал невдалеке.
Потому для меня
и шоссе, словно штык, заостряясь,
и лохмотья свастик
болтались на этом штыке.
Русский фашизм легко и безболезненно распространяется по
России, потому что православная страна наша всегда терпимо отно-
силась к исповедующим другую веру, придерживающимся другой
идеологии. Но я верю, что русским фашистам не удастся достичь
своей цели в установлении новой диктатуры. Здесь уже моему по-
колению надо приложить все усилия, чтобы не допустить возрож-
дения фашизма, прихода его к власти. Это ведь тоже своего рода
227
война. В. Высоцкий прав в том, что «зло называется злом даже
там, в светлом будущем нашем», и «добро остается добром в про-
шлом, будущем и настоящем».
В год пятидесятилетия Победы мы еще раз склоняемся перед
всеми защитниками Родины и перед писателями, которые правди-
во изобразили все ужасы войны, ибо их вклад в Победу именно в
этом. Они вступили в неравную борьбу с ложью, показухой, жесто-
кой и несправедливой критикой и все же победили.
Победа народа в той страшной войне — это победа каждого про-
стого солдата, подвиг которого уже в том, что он был в этой войне.
Заслуга русских писателей, развивавших традиционную для нашей
литературы тему войны, именно в том, что они показали, как еди-
ничность подвига рождала массовый героизм.