Смелый к победе стремится,
Смелым — дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
А. Сурков
Война... Страшное, как сама смерть, слово. Даже страшнее, ес-
ли помнить, что смерть для каждого человека — естественное, не-
избежное окончание жизни, а война — ужасающее бедствие, вызы-
ваемое злой волей людей. Пятьдесят лет миновало с тех пор, как
умолкли громы Великой Отечественной войны, а народ наш не пе-
рестает оплакивать потерю. Нет в нашей стране ни одной семьи, из
которой бы война не унесла чью-то жизнь или не искалечила кого-
то пулями и осколками. Невозможно забыть это:
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт и ничто не забыто...
Эти скорбные и торжественные слова высечены на мемориаль-
ной плите в Ленинграде.
Война советских людей с фашистскими агрессорами была одно-
временно и борьбой идей. Выдающуюся роль сыграла в годы войны
советская литература. Она стала литературой одной темы — темы
войны, темы Родины.
Уже в первые дни войны в «Правде» печатается очерк М. Шоло-
хова «На Дону». С этого момента очерки и публицистические ста-
тьи стали преобладающими жанрами в его творчестве. Автор пока-
зывает нравственное превосходство советских людей над врагом,
рисует образ не сломленного страданиями человека, сохранившего
то, что делает его непобедимым, — живую душу, способность ясно
мыслить, остро чувствовать и наблюдать. «Наука ненависти»
М. Шолохова — это реальная история одного фронтовика, с кото-
рым свел его случай. Писатель не пожелал замыкаться в рамки част-
ной судьбы — он создал произведение, в котором художественно
обобщил нравственный опыт народа и суровые уроки военного ли-
холетья, раздумья самого писателя о русских людях, вызвавших
восхищение всех честных людей земли своей стойкостью и мужест-
вом, красотой и величием души. Нелегко далась «наука ненавис-
ти» герою рассказа лейтенанту Герасимову. Закаленный в боях,
230
вкусивший полную меру страдании, он спокойно и сдержанно де-
лится своими мыслями с собеседником: «На таком оселке, как вой-
на, все чувства отлично оттачиваются». От его слов веет силой и
спокойствием, в них таится опыт народа, испытавшего тяготы вой-
ны. Герасимов не только себя имеет в виду, но и «всех нас», когда
говорит о ненависти к фашистам и о любви к Родине.
Проблема героизма во время войны также является решающей,
главной в творчестве писателя В. Быкова. Смелость, отвага, презре-
ние к смерти — вот те основные качества, которыми определяется
достоинство воина. В повестях Василя Быкова «Журавлиный
крик», «Фронтовая страница» мы не увидим ни грандиозных тан-
ковых сражений, ни решающих операций. Свое внимание он уде-
ляет внутреннему миру человека на войне, стремясь правдиво и ху-
дожественно верно показать величие духа людей, истоки их бес-
примерного героизма. Автор от повести к повести возвращается к
волнующим его мыслям, развивая их и углубляя, и продвигаясь,
таким образом, все дальше и дальше в решении центральной для
всего его творчества проблемы — проблемы героизма. Героика у
В. Быкова отличается от тех устоявшихся представлений, которые,
к сожалению, свойственны поверхностному пониманию подвига.
Героизм у автора начисто лишен внешнего блеска, эффектной кра-
сивости, «героического» ореола. Писателя интересует «душа» по-
двига — нравственность. Не просто выстоять и победить, но высто-
ять, победить и остаться в этой жестокой, нечеловечески трудной
борьбе человеком, противопоставив фашизму и его исполнителям,
которых Гитлер освободил от совести, человечности и даже элемен-'
тарной житейской морали, не только силу оружия, но и силу убеж-
денности в правоте своего дела, — вот главное для героев произве-
дений В. Быкова.
Два типа жизненного поведения, истоки героизма, цена подвига
и позорный финал предательства — вот главные проблемы, рас-
крывающиеся через образы двух героев повести В. Быкова «Сотни-
ков». В своем произведении автор высказывается прямо и недву-
смысленно, показав, к чему приводит в этой жесточайшей бескомп-
ромиссной борьбе, что вел с фашистами советский народ, малейшая
уступка, малейший нравственный компромисс, малейшее отступле-
ние от нравственных норм нашего общества. Рыбак — смелый бо-
ец, когда за его спиной стоят свои. Оказавшись же один на один с
врагом, он идет на предательство и убийство своего товарища.
Сотников — скромный, незаметный человек, без всяких внеш-
них признаков героя, необыкновенной личности. Раненный, боль-
ной, изуродованный, он в минуту решительного выбора оказался
сильнее Рыбака. Трагической силе обстоятельств он противопоста-
вил свою волю, нравственную бескомпромиссность, оставаясь в са-
мых нечеловеческих условиях человеком. Сотников гибнет. Он —
герой. Ибо смерть его — это пример для тех людей, что собрались у
места казни. Пример мужества, стойкости, самоотверженности в
борьбе с врагом. Пример человеческого достоинства. Он не разгро-
мил врага, но остался человеком. Его стойкость выглядит как по-
двиг в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились
231
свидетелями его последних минут и на чьих глазах искал свой путь
к спасению Рыбак. Каждый сделал свой выбор.
Сделал свой выбор и партизан Левчук, герой повести «Волчья
стая», с риском для собственной жизни спасающий от «хищной»
стаи карателей чужого ребенка и в жестокой борьбе с фашистами
утверждающий себя в высоком звании Человека. В «Волчьей стае»,
воскрешая еще одну страницу героической борьбы народных мсти-
телей в тылу врага, В. Быков, как и в предыдущих своих произве-
дениях, стремится показать те нравственные компоненты духовно-
го мира человека, те грани характера, те тончайшие движения ду-
ши, которые в конечном счете предопределят его поведение в той
или иной ситуации, обусловливают силу и слабость, героизм или
предательство в тяжелейшую минуту испытаний. В образах своих
героев В. Быков показал простых советских людей, на плечи кото-
рых всей тяжестью легли события Великой Отечественной войны и
которые стойко и мужественно вынесли все выпавшие на их долю
испытания.
У подвига есть удивительное, счастливое свойство: он дарит осо-
бые часы, мысли и воспоминания человечеству, часы, которые с не-
бывалой силой обнажают братство людей и преступную бессмыс-
ленность захватнических войн.