Огонь славы у Кремлевской стены на могиле Неизвестного сол-
дата... Символ вечности — огонь и камень... Пискаревское кладби-
ще в Санкт-Петербурге... Мамаев курган...
Сколько их, таких известных и не слишком известных памятни-
ков на местах прошедшей войны. Но вечным памятником героизму
является не только железо, мрамор, гранит, но и книги о войне.
Тема Великой Отечественной войны заняла одно из ведущих
мест в литературе послевоенных лет. И сейчас она продолжает
быть актуальной. Многие писатели сами прошли трудный солдат-
ский путь, многие из них были свидетелями великой трагедии и
великого подвига нашего народа.
Много книг написано о войне. Не оставляют равнодушными
произведения К. Симонова, Б. Васильева, В. Кожевникова, Г. Бак-
ланова, В. Быкова, В. Распутина и многих других. Мы видим вой-
ну, то нарисованную крупным планом, как будто с птичьего поле-
та, то какой-нибудь окопчик, где собирались бойцы, чтобы переку-
рить. Мы видим генералов и рядовых, разведчиков и пехотных
лейтенантов — всех тех, кто в поту и крови, стиснув зубы, шел
долгие версты и дни через войну к Великой Победе. И мы должны
любить и беречь мир ради того, чтобы на нашей планете нигде не
оставалось места войне.
Великая Отечественная война оставила глубокий след в истории
нашего государства. Испытания, выпавшие на долю народа, как бы
приостановили естественный ход истории. Война в который раз по-
казала всю свою жестокость, бесчеловечность. Русская литература
не могла оставаться в стороне от событий, в которых решалась су-
дьба страны. Русские писатели того времени принимали активное
участие в разгроме врага. Силой своего таланта они утверждали
справедливость на земле.
Хотелось бы обратиться к произведениям Бориса Васильева, ко-
торый очень близок и дорог мне.
Прошла война, прошла страда.
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
239
Он относится к тем писателям, кто сам прошел трудными доро-
гами войны, кто защищал родную землю с оружием в руках. Са-
мые, на мой взгляд, талантливые его произведения военной тема-
тики — «В списках не значился» и «А зори здесь тихие...».
Тема человечности, человеколюбия, подвига в произведениях
Б. Васильева занимает центральное место. В повести «А зори здесь
тихие...» рассказывается о старшине Васкове и подчиненных ему
девушках-зенитчицах. Пятерым из них во главе со старшиной по-
ручили задержать вражеских диверсантов. В бою девушки погиба-
ют. Ненависть к врагам помогает Васкову и героиням повести со-
вершить свой подвиг. В этой борьбе ими управляло чувство чело-
вечности, которое заставляет сражаться со злом. Ведь фашисты пе-
реступили законы человеческие и тем самым оказались сами вне
всяких законов. Тяжело переживает старшина гибель девушек. Вся
его человеческая душа не может с этим смириться. Он думает о
том, что обязательно спросят с них, солдат, после войны: «Что же
вы, мужики, мам наших от пуль защитить не смогли? Со смертью
их оженили?» И не находит ответа. Болит у Васкова сердце загто,
что положил он всех пятерых девчат. И в скорби этого необразован-
ного солдата— самый высший человеческий подвиг. И читатель
чувствует ненависть писателя к войне и боль за то еще, о чем мало
кто писал, — за прерванные ниточки человеческих родов.
По моему мнению, каждое мгновение на войне — это уже по-
двиг. И Борис Васильев своей повестью только подтвердил это.
Я бы хотела обратиться и к другому произведению Б. Василье-
ва — «В списках не значился*. Это произведение о том, какой путь
зрелости преходит за короткий срок обороны Брестской крепости
девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. Писатель по-
казывает героизм и внутреннюю красоту советских воинов. После
первых трех дней яростных боев «дни и ночи обороны крепости
слились в одну-единую цепь вылазок и бомбежек, атак, обстрелов,
блужданий по подземельям, коротких схваток с врагом и корот-
ких, похожих на обмороки, минут забытья и постоянного, изнуря-
ющего, не проходящего даже во сне желания пить».
Когда немцам удалось ворваться в крепость и «разорвать ее обо-
рону на отдельные, изолированные очаги сопротивления», они ста-
ли превращать крепость в развалины. Но ночью развалины ожива-
ли вновь. «Израненные, опаленные, измотанные жаждой и боями
скелеты в лохмотьях поднимались из-под кирпичей, выползали из
подвалов и в штыковых атаках уничтожали тех, кто рисковал оста-
ться на ночь. И немцы боялись ночей».
Подвиг — это не только величие и дух героизма, но и величие
нравственности. Безнравственный человек способен на поступок,
быть может, равный по силе своего воздействия на окружающих
подвигу. Но этот «подвиг» оказывается либо преступлением, либо
предательством, либо еще чем-то худшим.
В романе «В списках не значился» Николай Плужников дока-
зал, что его нельзя испугать, сломить, сделать рабом. Он остается
человеком в любых ситуациях: и в отношении с любимой женщи-
ной, и под непрерывной бомбежкой немцев, и даже по отношению
240
к своему врагу. А остаться человеком в условиях войны — это и
есть настоящий героизм.
Боль и гордость — эти чувства охватывают читателя, когда он
углубляется в описание боев, думает над мыслями героев, пред-
ставляет себя на их месте. Много, очень много подвигов совершено
в войну, но достаточно прочитать повести и романы Бориса Василь-
ева, чтобы начать понимать истоки этого массового героизма, кото-
рые исходили из беззаветной любви к Родине, из ненависти ко злу,
из высоких нравственных начал. Спасибо писателю. И вечная сла-
ва героям!