(III вариант)
А. Т. Твардовский
Одной из самых значительных вех в истории России первой тре-
ти XX века, наряду с Великой Октябрьской революцией, явилась
Гражданская война 1918—1921 годов. В то же время она вошла в
русскую литературу, став главной темой многих произведений, в
частности романов «Белая гвардия* М. А. Булгакова, «Доктор Жи-
ваго» Б. Л. Пастернака и серии рассказов И. Э. Бабеля под общим
названием «Конармия». Но предметом изображения у этих писате-
лей стала не череда побед и поражений. От беспристрастной хроно-
логии военных действий их произведения отличает подход к изло-
жению исторических событий. Он заключается в следующем: война
преподнесена как история жизни людей. У Булгакова, Пастернака
и Бабеля на первый план выходит именно человек, а авторский ин-
терес находится в сфере исследования влияния, которое на него
оказывают исторические катаклизмы.
Необходимо все же отметить, что у каждого из писателей есть
свой взгляд на изображаемые события, хотя принципиальные раз-
личия между ними незначительны. Пастернак в «Докторе Живаго»
отразил позицию интеллигенции в отношении войны, Бабель —
процесс адаптации ее к условиям нового времени, Булгаков же
стремился максимально абстрагироваться от идеологической подо-
плеки происходящего и быть объективным (несмотря на это, в «Бе-
лой гвардии» явственно чувствуется его антипатия к Петлюре).
Но схожи мнения писателей в том, что судьбы людей, ставших
участниками и просто свидетелями военных действий, глубоко тра-
гичны. Война разрушает их жизни, лишает всего, что они имели.
Так случилось с Василием («Белая гвардия»), у которого петлюров-
цы конфисковали все сбережения и учинили настоящий погром в
квартире. Но еще более ужасно то, что ежедневно, ежечасно, еже-
минутно умирали люди. В ходе осады Киева был убит полковник
Най-Турс, чья смерть стала настоящим горем для его матери и се-
стры; были расстреляны два санитара и одиннадцать наиболее ви-
новных партизан по делу о заговоре против командира Ливерия.
Еще более страшной, нежели физическая смерть, становится
нравственная гибель человека вследствие его моральной деграда-
252
ции. В буднях войны у людей притупляется чувство жалости, они
утрачивают способность сострадать окружающим, ценить жизнь.
Война разрушает традиционные представления о морали, устанав-
ливает свои законы, выстраивает новую систему ценностей, в кото-
рой нет места «ненужным» эмоциям. Яркий пример такой эволю-
ции мы находим в «Конармии» Бабеля. Главный герой, К. В. Лю-
тов, попадает на фронт чутким молодым человеком, исповедующим
гуманистические идеи. Но чтобы утвердиться в новой среде, он
вступает в борьбу с самим собой. В рассказе «Мой первый путь» Ба-
бель описывает, как Лютов, желая заслужить уважение у будущих
товарищей по отряду, убивает гуся. Этот эпизод положил начало
долгим душевным метаниям героя. Столкнувшись с необходимо-
стью облегчить страдания смертельно раненного телефониста Дол-
гушова, Лютов не находит в себе сил совершить убийство. За это он
получил страшный упрек: «Жалеете вы нашего брата, как кошка
мышку...» Встав перед сложной философской дилеммой, Лютов пе-
реступил через себя. Об этом свидетельствует спокойствие, с кото-
рым он наблюдал за тем, как один из красноармейцев «правой ру-
кой вытащил кинжал и осторожно зарезал старика, не забрызгав-
шись». Цена этого спокойствия — внутренний надлом.
Но воздействие войны на человека может быть еще ужаснее.
Она уничтожает здравый смысл, сводит людей с ума. В романе
«Доктор Живаго» Пастернак изображает, как в угаре борьбы про-
тивостояние «белых» войск и «красных» партизанских отрядов пе-
рерастает в соревнование в жестокости и безжалостности. Жертвой
этой безумной кровавой резни становится «человеческий обрубок»
без правой руки .и левой ноги, приползший в отряд Ливерия Мику-
ли и рассказывающий о зверствах в карательных частях у «белого»
генерала. Не менее красноречивый пример того, как может война
лишать людей рассудка, — это судьба партизана Памфила Палых.
Страх за судьбу семьи довел его до сумасшествия, и «он зарубил
жену и трех детей тем самым, острым, как бритва, топором, кото-
рым резал им, девочкам и любимому сыну, из дерева игрушки о.
В судьбе Памфила Палых Пастернак воплотил главное противо-
речие войны, ее антигуманную суть: преследуя благие цели, она
приносит несчастья.
Силой, способной противостоять разрушающему все на своем
пути урагану войны, и Пастернак, и Булгаков, и Бабель провозгла-
шают любовь. Именно ее хочет положить торговец Гидали («Гида-
ли») в основу «Интернационала добрых людей» в противовес «рево-
люции злых людей», Любовь дала надежду доктору Живаго, всели-
ла в него решимость, позволившую ему бежать из партизанского
отряда к своей семье. И та же любовь объединила семью Турбиных,
сохранила в их доме атмосферу доверия, взаимопонимания и ду-
шевного тепла, оградила людей, записанных в «книгу жизни», от
безжалостной лавины исторических катаклизмов.
Придерживаясь единой концепции изображения войны,
М. А. Булгаков, Б. Л. Пастернак, И. Э. Бабель пришли в своих
произведениях к общему выводу: война недопустима, так как она
угрожает самому ценному в этом мире — человеческой жизни.