Начало XX века явилось переломной эпохой в судьбе России.
Революция, Гражданская война изменили не только социально-по-
литическую обстановку в стране, они сильно повлияли на мысли,
настроения людей. Многие потеряли веру, опору в жизни. Все во-
круг перевернулось с ног на голову. Человеку трудно было ориен-
тироваться в безумной мире, где старые, существовавшие на протя-
жении столетий ценности разрушены, а новые еще не утверждены.
Каждого затронули революционные события, и поэтому естествен-
ным было желание осмыслить происходящее. Большинство писате-
лей не могли не отразить случившееся в своих произведениях, по-
тому что сами часто являлись участниками революций, свидетеля-
ми коренных изменений. Как творческие личности, они стреми-
лись дать оценку сложившейся в стране ситуации, когда были под-
няты многочисленные проблемы, когда люди оказались разделен-
ными на два лагеря и их отношения стали строиться на основе вы-
работанных новой эпохой законов, по принципу классовой ненавис-
ти и неприятия инакомыслящих.
Многие оказались словно выброшенными за борт, поэтому в ра-
ботах писателей была поднята проблема «лишних людей» — тех,
кто по своим убеждениям, воспитанию не мог согласиться с тем,
что происходило вокруг. Интеллигенция чувствовала себя ответст-
венной за Россию, за ее будущее, поэтому некоторые шли на сторо-
ну революции, искренне веря в то, что она поможет стране, другие,
наоборот, разочаровывались, не принимали ее и стремились сохра-
нить старые идеалы.
Каждый писатель по-своему относился к происходящим событи-
ям: кто-то писал на злобу дня, выполняя социальный заказ, про-
славляя новые ценности, кто-то, продолжая традиции «золотого ве-
ка», желал сохранить русскую культуру, они оценивали револю-
цию с точки зрения вечных истин: добра и зла, справедливости,
любви...
Часть писателей в своих книгах писали о бессмысленности про-
исходящего. К ним относится И. Бабель. В «Конармии» он описы-
вает Гражданскую войну, с которой мы знакомимся через восприя-
тие главного героя — Кирилла Лютова. Он был интеллигентом, и в
новелле «Мой первый гусь» мы узнаем о том, как тяжело ему осво-
иться среди конармейцев, относящихся неприветливо, враждебно к
нему подобным. Они грубы, жестоки и, чтобы тебя приняли, надо
быть таким же. Кириллу Лютову приходится отказываться от сво-
их позиций, опускаться до уровня этих конармейцев, внутренне ге-
рой сильно переживает, но внешне он пытается сохранить хладно-
кровие. Разве это нормально, когда человек ради того, чтобы оста-
ться просто живым, должен поступаться своими принципами, пре-
вращаться в грубое, безнравственное существо. В новеллах «Пись-
мо» и «Смерть Долгушева» И. Бабель пишет о страшной реально-
сти, когда жестокость становится нормой жизни, когда брат убива-
ет брата, сын — отца, отец — сына... происходит переоценка цен-
ностей: моральное делается аморальным, утверждается понятие но-
вого гуманизма: для укрепления идеалов революции используются
254
любые средства, человек получает право вершить судьбу другого,
решать, может он жить или нет. Так, убивают раненого Долгуше-
ва. Кириллу Лютову трудно принять окружающую действитель-
ность. В условиях нового времени интеллигент оказывается в двой-
ственном положении, он раздваивается между требованиями реаль-
ного мира и тем, что заложено в его душе. Герой Бабеля «ломает-
ся*, уступает, хотя постоянно внутренне тяжело реагирует на про-
исходящие вокруг события. Автор сочувствует своему герою, для
него страшна потеря нравственности.
Другое отношение к интеллигенции испытывает Фадеев. Он был
писателем новой эпохи, участником революционных событий и со-
бытий Гражданской войны. В своем произведении Фадеев создает
определенное настроение для понимания революции, утверждает
идеалы нового гуманизма. В «Разгроме» явно ощущается его пре-
зрительное отношение к интеллигенту. Он изображает Мечика че-
ловеком, внутренне готовым к предательству, слабой, несформиро-
вавшейся личностью и сравнивает с Морозкой — сильным, уверен-
ным в себе и своей позиции. Автор в образе Левинсона создает ново-
го героя, непоколебимого, превыше всего ставящего дело. Положи-
тельным может быть только рабочий или крестьянин, интеллигент
же является отрицательным героем. Фадеев относится к нему пред-
взято, в его понимании интеллигент не в состоянии честно служить
революции. Такое отношение писателя вызвано тем, что он оцени-
вал человека с классовой, общественно-политической точки зрения.
Можно провести параллель между произведением Фадеева и Па-
стернака. В «Докторе Живаго» автор тоже поднимает проблему
«лишнего человека», стремится понять, какова роль интеллиген-
ции в происходивших событиях. Но Пастернак писал в пятидеся-
тые годы, то есть у него была возможность посмотреть на случивше-
еся как бы со стороны, более объективно. Его отличает совершенно
другое мировоззрение, он подходит к личности с общечеловеческих
позиций, с точки зрения вечных ценностей. Его герой никому не до-
веряет и сам отвечает за совершенные поступки. Попав в плен,
Юрий Живаго ведет себя благородно. Он, несмотря на то что не по
собственной воле очутился в отряде, лечит раненых, исполняет вра-
чебный долг. Война вызвала дисгармонию в душе героя, и в плену у
него возникает желание переосмыслить все, что творится с ним.
Юрий Живаго возвращается к вечным истинам, которые были зало-
жены в нем с самого рождения, с которыми он воспитывался. Пас-
тернак стремился показать то, что никакие потрясения не могут и
не должны заставить человека отказываться от выработанных мно-
гими поколениями традиций, сбивать его со светлого пути истины.
О судьбе русской интеллигенции писал Булгаков. Он был свиде-
телем всего происходящего и понимал, что революция разрушит
культуру России, потому что нанесет страшный удар по интелли-
генции, являющейся носительницей старых традиций и олицетво-
ряющей собой русскую культуру. Писатель с теплотой и симпатией
описывает семью Турбиных. Их дом, несмотря на разыгравшуюся
метель, на окутавший все мрак, символизирует успокоение, добро-
ту, любовь. Для Булгакова страшно, что это должно неизбежно по-
гибнуть и что в хаосе и неразберихе могут не заметить потери само-
255
го ценного, ведь, умирая, интеллигенция уносит с собой русскую
культуру. Люди не задумываются о том, что очень трудно восстано-
вить уничтоженное. Как будут жить новые поколения, если смете-
ны старые основы жизни? Этот вопрос писатель задает всем своим
произведением. О причинах трагедии русской интеллигенции гово-
рит герой пьесы «Дни Турбиных» Алексей Турбин: «Народ не с на-
ми, он против нас». В изолированности носителей культуры видит
Булгаков их трагедию. Писатель глубоко переживает, что в России
утрачиваются вечные ценности, традиции, передававшиеся из по-
коления в поколение.
Революция сильно повлияла на людей, на творчество писателей,
во многом определила тематику и проблематику их произведений.
Каждый писатель в зависимости от занимаемой им позиции, от от-
ношения к революции по-своему описывал ситуацию, стремился
дать оценку тому, какова роль русской интеллигенции в происхо-
дивших событиях. Но, несмотря на различные взгляды, на преоб-
ладавшее в определенное время отрицательное отношение к интел-
лигенции, несомненным было то, что, разрушая старые устои, тра-
диции, отказываясь от вечных ценностей, не так легко утвердить
новые идеалы, отвечающие только потребностям революции.