Будущее испытало на себе вся-
кое — и оптимизм, и безрассудную
слепую надежду, и безысходное от-
чаяние. Ему угрожали, его пыта-
лись отравить и попросту уничто-
жить, повернуть вспять, вернуть в
пещеры. Оно выжило. Появилась
возможность серьезного, вдумчи-
вого изучения его. Сейчас, может
быть как никогда еще в истории
человечества, будущее зависит от
настоящего и требует нового под-
хода к себе.
Д. Гранин
Богом быть трудно. Практически невозможно. Как, впрочем,
немыслимо сложно заглянуть в будущее и узнать, что там происхо-
дит на нашей Земле, такой маленькой и беззащитной перед Вселен-
ной. Ничто так сильно не интересует человека, как будущее его се-
мьи, детей, страны, цивилизации. Наверное, поэтому так увлекате-
льна и многочисленна научно-фантастическая литература. Писате-
ли-фантасты придумывают разное будущее, из многих вариантов
которого нам только остается выбрать тот, который больше понра-
вился. Я выбираю братьев Стругацких.
Один из них — астроном, другой — востоковед-японист. Навер-
ное, поэтому их фантазии обращены к звездам и земной мудрости.
Они с изрядной долей сарказма по отношению к настоящему (поч-
268
ти как Салтыков-Щедрин) придумали свое будущее. Интересно, что
в шестидесятые—восьмидесятые годы в кругах интеллигентов их
произведения считались едкой социальной сатирой на социалисти-
ческий образ жизни. Для меня же их книги — фантастика, но фан-
тастика предостерегающая: «Берегись, в будущем вырастает то, что
ты посадил сегодня».
Земля новой эры Стругацких — высокоразвитая цивилизация.
Усовершенствованы квартиры, люди работают в свое удовольствие,
и вообще все счастливы. Главная проблема новой счастливой эры
человечества — уважение суверенитета: нельзя вмешиваться в ес-
тественный ход развития цивилизации.
Стругацкие показывают опасность чужеродных инъекций с
двух сторон: вторжение землян в жизнь и историю других планет
(«Трудно быть Богом», «Обитаемый остров») и присутствие на Зем-
ле иной цивилизации, то есть Странников («Жук в муравейнике»,
«Волны гасят ветер»).
В первом случае благие начинания землян оборачиваются траге-
дией и для них самих, и для тех, кому эта помощь была предназна-
чена. Попытка цивилизации высокого уровня искусственным пу-
тем поднять до себя цивилизацию неразвитую оборачивается бедой.
Об этом идет разговор между двумя умными людьми в книге
«Трудно быть Богом». Один из них, Румата, — прогрессивный че-
ловек из будущего — говорит Будаху — мудрецу из рыцарских
времен: «Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли
подменять одно человечество другим?» На что Будах говорит: «Тог-
да, господи, сотри нас с лица земли и создай заново, более совер-
шенными... или, еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей доро-
гой ». Румата, посланный спасать чужую цивилизацию от невеже-
ства, отвечает: «Сердце мое полно жалости. Я не могу этого сде-
лать».
Получается, умники из будущего не могли понять, что для того,
чтобы цивилизация существовала, ей необходима история, состоя-
щая из историй каждого отдельного поколения и индивидуума.
Земля многое испытала на себе до сегодняшнего дня: природные
катаклизмы, кровавые войны и революции, научно-технический
прогресс, обернувшийся огромной озоновой дырой в атмосфере.
Много пришлось испытать и человеку. Но мы живем, ощущаем се-
бя землянами и гордимся этим перед Вселенной, о чем готовы ска-
зать любому встречному инопланетянину.
Кстати, о пришельцах. Более умные, чем люди, Странники в
своих целях используют Землю и ее население. Не из злых побуж-
дений, а совершенно не задумываясь о реакции нормальных людей,
они занимаются своими делами, но несколько необычным образом.
Это сеет неразбериху и путаницу, люди теряют способность контро-
лировать происходящее. Странники порядком навредили земля-
нам, правда сообщив, что они всегда готовы прийти на помощь. Не-
известно, была бы их помощь полезной.
«А муравьи-то перепуганы, а муравьи-то суетятся, переживают,
жизнь готовы отдать за родимую кучу, и невдомек им, беднягам,
что жук сползет в конце концов с муравейника и убредет своей до-
рогчш, не причинив никому никакого вреда... <...> А если это не
269
«Жук в муравейнике»? А если это «Хорек в курятнике»?..» — го-
ворит еще один умный человек по поводу вторжения Странников.
Если не брать масштабов Вселенной, то примеров вторжения
инородцев в менее цивилизованную среду на Земле можно вспом-
нить много. Открытие Америки, повлекшее за собой истребление
коренного населения. Аборигены Миклухо-Маклая, не сумевшие
справиться с плугом. Гуманитарная помощь отсталым странам,
спровоцировавшая спекуляцию. Значит, люди были не готовы при-
нять чужую цивилизацию. Их уровень развития, нравственные
устои диктовали им собственный путь. Генетически в человека за-
ложено усваивать то, что достигнуто своим трудом. Только в этом
случае он растет и совершенствуется. Человек сам должен управ-
лять своим настоящим, радоваться новому достигнутому уровню.
Строить свою историю. Человек будущего появится не с помощью
НТР. Как сказали Стругацкие: «Новый человек может быть сфор-
мирован только новой педагогикой, а прорывы в нее пока удручаю-
ще редки и неуверенны, и их без труда, почти автоматически ду-
шит непроворотная толща педагогики старой». Самовоспитание —
начало новой педагогики, А воспитать в себе нового человека мож-
но и без постороннего вмешательства.
Будущее. Что оно для писателя-фантаста? Это то, что вырастает
из сегодняшнего дня под влиянием прогресса.
Для обычного человека будущее — это любое завтра. Для миро-
вой истории будущим был каждый день. Я живу днем сегодняш-
ним, обычным для мировой истории, наверное, не очень интерес-
ным для писателя-фантаста. Но я знаю, что все, совершенное сегод-
ня, вчера для меня было будущим, а завтра я испытаю последствия
вчерашнего будущего. И моя маленькая история сложится с исто-
рией Земли. Мой скромный сегодняшний день станет земным На-
стоящим. Вместе со всем человечеством я попытаюсь заглянуть в
наше Будущее, жизнь в котором зависит от того, что мы для него
сделаем.
Богом быть трудно. Так «оставь нас и дай нам идти своей доро-
гой».