Пятница, 11.07.2025, 08:21
<<Y.S.K.>>
Главная
· RSS
Меню сайта
Поиск

Реклама


Новости

Наш опрос
Нашли ли вы на нашем сайте нужную для вас информацию?
Всего ответов: 151
 ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (П вариант)
ЖАНР АНТИУТОПИИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (П вариант)
Перемены приходят в нашу жизнь не сразу... Человечество по
природе своей очень консервативно, а радикалы, люди «первого ря-
да», чаще всего становятся изгоями, и только спустя какое-то вре-
мя, когда потребности общества дорастают до замыслов личности,
люди встают на новую ступень развития, делают прогрессивный шаг
вперед. Примером может служить распространение христианства и
долгий путь этого учения перед тем, как заполнить души и сердца.
Боясь перемен, люди всегда старались «заглянуть за горизонт».
В прошлом популярны были различные гадания и астрологические
прогнозы. В XIX веке появилась научная фантастика, и писатели
предыдущего столетия — Ж. Верн, Г. Уэллс — старались предуга-
дать, как будет устроен мир и «обустроен» человек будущего, то
есть насколько далеко человечество сможет продвинуться по пути
научно-технического прогресса.
Писатели нашего века — Р. Бах, Д. Оруэлл, Е. Замятин и др. —
пытаются показать перспективы духовного развития человечества,
анализируя сегодняшний «человеческий материал», то есть нас,
своих современников. Они изображают реальность, окружающую
человека, и ее влияние на его внутренний мир.
Для меня серию произведений антиутопий, которыми так бога-
та литература XX века, открыли две книги: роман Е, Замятина
«Мы» и роман Д. Оруэлла «1984». Обе книги похожи как мрачной,
гнетущей обстановкой, так и проблемами, которые поднимают ав-
торы. Это и проблема обезличивания человека тоталитарной систе-
мой, и уничтожение в человеке человеческого, и вопрос о лишении
права выбора и возможности проявить свое «я». Писатели подчер-
кивают, что выравнивание людей по одежде, пище, образованию
противоестественно, ведь все мы разные от природы: красивые и не
очень, талантливые и ординарные. И чем глубже проникаешь в
мысль, «как это замечательно», тем страшнее кажутся прогнозы
Е. Замятина и Д. Оруэлла!
Герои Е. Замятина — люди-«нумера», но у Д. Оруэлла люди ху-
же, чем «нумера», хотя у них есть собственные имена. Из чего
можно сделать такой вывод?
...Последний «бастион», который никакое государство не может
уничтожить сразу, — это потребность в любви и творчестве. Стрем-
ление к свободе, красоте, гармонии названо Е. Замятиным «процес-
сом образования души». У всех главных героев романа «Мы» —
278
1-330, Д-503, О-90 — «появляется» душа, которую символизирует
нуль в имени, а вместе с нею и способность любить. И могучее Еди-
ное Государство смогло уничтожить души только путем хирургиче-
ского вмешательства в мозг Д-503 и физического устранения 1-330,
то есть путем насилия извне.
И О-90 — женское начало, источник жизни и света — уносит за
Зеленую Стену своего еще неродившегося ребенка, ребенка от Д-503,
настоящего человеческого ребенка!
У Д. Оруэлла все гораздо страшнее: герои добровольно (!) преда-
ют друг друга, животное чувство страха побеждает человеческое
чувство любви. «Под развесистым каштаном предали друг друга
мы...» — простая и жуткая в своей простоте фраза из популярной
песенки.
Что же получают герои Е. Замятина и Д. Оруэлла? «Счастье!
Сколько угодно счастья! Бесплатно! Для всех! И пусть никто не
уйдет обиженным!» — кричит некто из «Пикника на обочине» бра-
тьев Стругацких. У Е. Замятина все просто и понятно: жизнь рег-
ламентирована Скрижалью, за выполнением всех ее предписаний
зорко следят Хранители. Все общее: юнифа раз в год, нефтяная пи-
ща, прогулка два раза в день по часу, розовый талон... и Зеленая
Стена. Общий замкнутый круг. Где выход? Где же спасение? Один
из вариантов предлагает наша современница Л. Петрушевская в
рассказе «Новые робинзоны». Единственный шанс выжить для ее
героев заключается в непрерывном бегстве. Бегство от цивилиза-
ции — это и протест против навязываемых условий жизни, и по-
пытка сохранить в себе человеческое, сохранить Дом, тепло, кор-
ни — все то, что отличает людей от животных {«Два чувства дивно
близки нам — В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пе-
пелищу, Любовь к отеческим гробам». А. С. Пушкин).
Л. Петрушевская пишет, что «природа даст им все, чтобы вы-
жить», а это значит, что определенная доля надежды на выживание
есть... Хотя того, кто убегает, в конечном итоге можно поймать.
Мне кажется, что у людей есть будущее, именно светлое буду-
щее, но несколько по другой причине. В предисловии к «Журналу
Печорина» М. Ю. Лермонтов написал: «История души человече-
ской... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого наро-
да...» Во все времена среди людей существовали яркие личности,
«ведущие».
Об этом повесть-притча Ричарда Баха «Чайка по имени Джона-
тан Ливинстон». В этом произведении Р. Бах поднимает проблему
поиска своего места в мире, вечного поиска ответа на вопрос «А за-
чем я здесь?» и показывает реальную реакцию серой массы, когда
потребности общества и личности не совпадают. Но самое главное
то, что Р. Бах показывает духовный рост и долгий тернистый
путь, чтобы научиться летать (интересно, что, поскольку герой
притчи — птица, метафора здесь обретает прямой смысл). Путь ду-
ховного совершенствования требует постоянной напряженной рабо-
ты над собой, порой «превозмогая боль», путь познания долог и
сложен, но не стоит искать легких путей, поскольку истинную цен-
ность в жизни имеет только то, что досталось путем сломанных пе-
рьев и соли на щеках. «Невыдуманному Джонатану-Чайке, кото-
279
рый живет в каждом из нас» — таков эпиграф к книге. В этой
строчке Р. Бах раскрыл нам свое понимание человека: каждый (!)
человек изначально добр и гуманен, в каждом есть человеческое,
надо только постараться пробудить это.
...Пройдет время, и чайки, которым, если воспользоваться ци-
татой из Горького, «здесь спокойно, тепло и...», будут знать и
уметь все, что с таким трудом далось Джонатану. И они сделают
его своим срлагом, иконой, кумиром.
Все снова станет серо и обыденно... И тогда появится новая звез-
да, новый отшельник, новый герой. И все повторится сначала...
Как бы ни были мрачны прогнозы Д. Оруэлла, в произведениях
Л. Петрушевской и Е. Замятина уже чувствуется надежда, а при-
тча о Чайке пронизана светлой верой в Человека. Мне кажется, что
у мира есть надежда, а у человечества есть будущее. И перемены,
ожидающие нас, консерваторов, зависят только от того, что мы
сможем вырастить в своих душах и передать нашим детям. Пока
есть беспокойство в умах и сердцах, пока сильно желание познать
себя и мир вокруг, у нас есть шанс!
Трудно сказать, каким оно будет, это далекое и близкое, зага-
дочное и непонятное Будущее, но оно действительно будет! И это
главное.




































Copyright MyCorp © 2025
Информеры
  • Анекдоты про политику (9)
  • Пошлые анекдоты (39)
  • Разные анекдоты (44)
  • Какие форумы вы считаете наиболее интерессными? (9)
  • Что бы вы хотели видеть на нашем сайте? (63)
  • Яндекс.Погода

    Случайный анекдот
    Пьяный мужчина ночью приводит друга к себе домой. Все спят. Он
    показывает квартиру:
    - Это моч гостинная, это - спальня, это - наша кровать. Вот спит моя
    жена, а это рядом с ней - я...
    Календарь
    «  Июль 2025  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Мини-чат
    500
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Rambler's Top100