(/ вариант)
7. Иудеи отвечали ему: мы
имеем закон, и по закону нашему
Он должен умереть, потому что
1 сделал Себя Сыном Божиим.
9. И опять вошел в преторию,
и сказал Иисусу: откуда Ты? Но
Иисус не дал ему ответа.
Библия
Социальные потрясения, вызванные революцией 1917 года,
привели к разрушению веками устоявшихся нравственных норм в
российском обществе. Революция — это тот рубеж, который заста-
вил людей перечеркнуть свое прошлое. Она почти уничтожила само
понятие жизни духа, отделила Церковь от государства и признала
религию антизаконным, общественно опасным явлением. Человек
не находит источника морали и нравственности, по которому он
смог бы строить свою жизнь. Образовавшийся вакуум в мировоз-
зрении людей старательно заполнялся новой коммунистической
идеологией. Идея «светлого будущего» была поставлена выше чело-
веческих отношений: семейных уз, любви, дружбы.
Русская литература пытается вернуть интерес своего читателя к
вечным нравственным принципам Библии, она в это время проник-
нута евангельскими мотивами.
М. А. Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» говорит о том,
что человек сам волен выбирать, по каким нравственным законам
он будет жить.
В произведении две сюжетные линии. Одна развивается в совре-
280
менном мире, другая — в далеком прошлом. В последней Булга-
ков, заимствуя евангельский сюжет, по-другому расставляет акцен-
ты и излагает собственную версию пришествия Христа. Все произ-
ведение Булгаков строит вокруг этой фигуры Спасителя. Уже в
первой главе Берлиоз в разговоре с Иваном Бездомным отрицает
существование Христа как реально жившего человека, утверждая,
что он — выдумка и миф. Именно в этот момент появляется Сата-
на, принимающий облик профессора Воланда. Этот образ соединяет
два сюжетных плана в романе: исторический и современный. Образ
Воланда воспринимается неоднозначно. Фигура Сатаны вызывает
ассоциации с адом, страшными мучениями, грехопадением и иску-
шениями. Сам Булгаков в эпиграфе к роману дает противоречивую
оценку этому образу: автор играет со словами, с устоявшимися
взглядами читателя. Воланд — «...часть той силы, что вечно хочет
зла и вечно совершает благо». Из уст профессора читатель вместе с
Бездомным и Берлиозом узнает все подробности разговора между
Иешуа и Пилатом. Акценты расставлены так, что Сатана является
лишь посторонним наблюдателем, а вина за распятие Сына Божие-
го ложится на людей, не принявших Божьих заповедей. Автор уже
с первых страниц романа показывает безнравственность людей,
живущих не по евангельским законам.
Булгаков не пытается дать вторую версию распятия Христа, он
даже меняет имя Иисуса на Иешуа, а название города Иерусалим
заменяет на Ершалаим. Этим, по моему мнению, автор хочет пока-
зать, что он не поднимает руку на Евангелие, но и не создает паро-
дию.
Образ Иешуа в романе лишен божественного библейского орео-
ла, но булгаковский Га-Ноцри ближе и понятнее, его воспринима-
ешь как реально существовавшего человека. Булгаков наполнил об-
раз Иешуа любовью к ближнему и смирением.
В романе присутствуют еще несколько отступлений в прошлое.
В одном из них автор вступает в противоречие с библейским трак-
тованием дальнейшей судьбы Иуды: булгаковский Иуда — это не-
раскаявшийся человек, погибающий таинственной насильственной
смертью по приказу Пилата, а не от собственной руки.
Современный план романа насыщен персонажами и богат собы-
тиями. Здесь Булгаков уделяет равное внимание нравственной и
социальной проблематике. На примере Берлиоза автор показывает,
как образование без жизни духа может привести к законченному
атеизму. «Каждому по вере воздастся». Берлиоз после смерти ухо-
дит в небытие.
Тема творческого предназначения писателя в романе тесно свя-
зана с религиозной тематикой. Образы Мастера и Бездомного свя-
заны не только композиционно, но и тематически. Они оба писали
о Христе, но Бездомный создавал конъюнктурное произведение, а
Мастер действовал лишь в согласии со своим сердцем и разумом.
Иван Бездомный — человек, затянутый в круговорот атеистиче-
ской идеологией, через страдания приходящий к пониманию и ос-
мыслению жизни, к божественным принципам бытия.
Булгаков показывает низменность людей, живущих лишь мате-
риальными интересами. Во время представления в театре Воланд
281
говорит: «Они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда
было... Человечество любит деньги... Ну, легкомысленны... ну, что
ж... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные
люди... в общем, напоминают прежних...»
Булгаков делает Воланда предельно объективным, когда он до-
казывает неизбежность существования зла: «...что бы делало твое
добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, ес-
ли бы с нее исчезли тени?» Новое — это хорошо забытое старое.
Эта мысль является основой построения человеческого бытия. «Мы
говорим с тобой на разных языках, как всегда, — отозвался Во-
ланд, — но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются».
Не надо выдумывать новых ценностей, просто нужно открыть
Евангелие и прочитать Божьи заповеди.