Произведения подлинного искусства раскрываются перед чело-
веком не сразу. Чтение художественной литературы — процесс,
требующий творческих усилий читателя, захватывающий обязате-
льно и интеллектуальную, и эмоциональную сферы. Творчество на-
стоящего писателя гуманно по всей сущности. И цель его — каждо-
го человека призвать к совершенствованию ума и души, научить
его радоваться красоте, наслаждаться ею, понимать ее.
Совсем недавно я открыла для себя творчество В. Шукшина, ко-
торое потрясло меня своей глубиной и своеобразием. Поэтому, вы-
брав тему экзаменационного сочинения, я не могу не поделиться
своими мыслями об этом писателе.
Земля — образ конкретный и поэтически многозначный в твор-
честве В. Шукшина. Дом родной и родная деревня, пашня, степь,
мать — сыра земля... Шукшин пишет о бесконечности жизни и
уходящей в прошлое цепи поколений, о Родине, о необъемлемо
притягательной силе земли. Этот всеобъемлющий образ естествен-
но становится центром содержания творчества Шукшина: образной
системы, художественных концепций, нравственно-эстетических
идеалов и поэтики.
Писал ли Шукшин Любавиных, мрачных и жестоких собствен-
ников, вольнолюбивого мятежника Степана Разина, рассказывал
ли о разгроме деревенских семей, прощании его со всем земным,
ставил ли фильмы о Пашке Колокольникове, Иване Расторгуеве,
братьях Громовых, Егоре Прокудине, писатель изображал героев
284
на фоне конкретных и обобщенных образов реки, дороги, бесконеч-
ного простора пашни, отчего дома, безвестных могил. Шукшин на-
полняет этот центральный образ всеобъемлющим содержанием, ре-
шая кардинальную проблему: что есть Человек? в чем суть его бы-
тия?
Земля у Шукшина — образ исторический. Ее судьба и судьбы
людей едины, и разорвать эти вечные связи невозможно без траги-
чески необратимых катастроф и гибельных последствий. Судьбы
сегодняшние — продолжение звеньев исторической цепи поколе-
ний. Прочны ли эти звенья и как они спаяны? — размышляет
Шукшин. Прослеживая жизненный путь отцов и детей, представ-
ляющих разные поколения и стоящие за ними эпохи, Шукшин
стремится раскрыть их духовный мир, радости и заботы, смысл бы-
тия, во имя чего прожита жизнь.
В рассказе «Дядя Ермолай» этот вопрос остается без ответа.
Нужно много взвесить, распознать, обдумать, сопоставить, чтобы
понять характер, душу людей старшего поколения. Размышления
над смыслом жизни старших поколений неизменно возвращают пи-
сателя к извечным и простым истинам: земля, труд, дом, — состав-
ляющим основу бытия. Да, в этом круге замыкались все радости и
все интересы, огорчения и заботы дяди Ермолая, его поколения,
его отца, деда и далее — в глубину прошлого — уходили проверен-
ные искомые истины. Но оставалась неразгаданной тайна прочнос-
ти, устойчивости этих истин. Тайна извечного притяжения земли и
дома. Обогащение, обновление, даже усложнения содержания ис-
конных понятий и представлений о земле и родном доме в творче-
стве Шукшина вполне закономерно. За всем этим — самобытность
мировосприятия писателя, его жизненного опыта, обостренное чув-
ство родины, художническая проникновенность, рожденные в но-
вую эпоху жизни народа. Совершенно естественно пристальное
внимание Шукшина к современным социальным процессам. Он
«допрашивает» наше время, изучает своего современника, чей ду-
ховный мир пытается разгадать и обрисовать.
Проза Шукшина остродраматична, психологически уплотнена.
Характеры изображаются в напряженно-кризисные моменты выбо-
ра, самопознания, трагического прощания с жизнью, разочарова-
ния или необычайных-открытий. При этом внутреннее состояние
героя как будто обнажено.
Мы узнаем все о человеке: угадываем дисгармонию души, рас-
пад с миром, драматизм нравственных поисков или, напротив —
высшую гармонию с миром, людьми.
«Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом
реки... В том месте реки — затон. Тихо. Никого, ни одной живой
души вокруг... В душу с тишиной вместе вкрадывается беспокойно-
нежное чувство ко всему на свете», — пишет Шукшин в своем рас-
сказе «Два письма». А вот из рассказа «Горе»: «Это даже не дума-
ется, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притаишься где-ни-
будь на задах огородов, в лопухах, — сердце замирает от необъяс-
нимой, тайной радости. Жалко, мало у нас в жизни таких ночей».
Напряженно-возвышенное духовное состояние героя рождается
в момент высшей гармонии — слияния с природой. Писатель ак-
285
центирует внимание читателя на моментах, когда душу человека
озаряют добрые и светлые чувства. Поиски ответов на вечные во-
просы о смысле жизни и преемственности поколений требуют от
писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские
чувства, материнство в беспредельности терпения и доброты — че-
рез них познается человек, а через него — время и сущность бы-
тия. Пути постижения писателем бытия ведут его к познанию глу-
бин души человеческой. А в этом — ключ к решению и древних, и
новых загадок жизни. Узнавая дорогих Шукшину героев, убежда-
ешься в одном: выше всего, прекраснее и глубже не переживания,
которые испытывает человек, приобщаясь к природе, постигая из-
вечную власть и обаяние земли, бесконечность человеческой жиз-
ни. Убеждаешься в этом, прочитав такие произведения, как «За-
летный», «Верую!», «И разыгрались же кони в поле», сАлеша Бес-
конвойный».
Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда «лю-
ди — земля» выделен образ матери, с ее терпением, добротой, вели-
кодушием, жалостью. Поэтизируя простую деревенскую женщину-
мать, Шукшин изображает ее хранительницей дома, земли, извеч-
ных семейных устоев и традиций. В старой матери-труженице
Шукшин видит истинную опору для человека в превратностях су-
дьбы, она для писателя — воплощение надежды, мудрости, добро-
ты и милосердия.
В киноповестях и фильмах Шукшина «Брат мой...», «Живет та-
кой парень», «Печки-лавочки», «Калина красная» найдены харак-
теры, отвечающие положительным идеалам писателя и драматур-
га, — Пашка Колокольников, Семен Громов, Иван Расторгуев, Лю-
ба Байкалова. Пашка Колокольников живет просто, не отдавая себе
отчета в привязанностях, в необходимости поступать по велению
разума. Его натура противится какому-либо нравственному дикта-
ту, потому что руководствуется сердцем. Но деятельное добро —
проявление непосредственного, сердечного внимания, которое ни-
кем не подписано и не запланировано. Особенно интересен харак-
тер Любы Байкаловой. В этом характере сосредоточены и выявле-
ны крупно, убедительно начала гармонической личности. Люба
Байкалова, с ее умом, сердечностью, верностью нравственным усто-
ям семьи — человек обаятельный, активный. Люба не обретает сча-
стья в жизни, переживая утраты, сталкиваясь с чуждыми ее духу
силами, но характер героини Шукшина несет в себе идеалы добра,
чистоты и душевности. Возможности этой натуры, по мысли авто-
ра, далеко не исчерпаны.
Художественный мир Шукшина — многолюдный, «многошумя-
щий», динамичный, живописный. Создается иллюзия полной есте-
ственности его, совершенного единства с реальностью. Океан жиз-
ни, как бы вытиснув в момент могучего волнения этот образный
мир, не оставил свой бесконечный бег. За ушедшими придут новые
поколения. Жизнь нескончаема и беспредельна.
Иа уроках литературы мы изучали понятие о конфликте. На
мой взгляд, творчество Шукшина не дает четкого ответа на основ-
ные вопросы бытия. В этом его прелесть. Не давать однозначного
ответа, а научить читателя думать, домысливать, сопереживать.
286
Поэтому рамки рассказов Шукшина открыты, финалы, за немно-
гим исключением, ждут своего продолжения, призывая к соуча-
стию всю огромную читательскую аудиторию.