Вторник, 29.07.2025, 11:36
<<Y.S.K.>>
Главная
· RSS
Меню сайта
Поиск

Реклама


Новости

Наш опрос
Нашли ли вы на нашем сайте нужную для вас информацию?
Всего ответов: 151
 РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕСТИ И СОВЕСТИ
РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧЕСТИ И СОВЕСТИ
Честь и совесть. Что означают эти слова? Может быть, для кого-
то это пустой звук? Часто ли мы сталкиваемся с этим в жизни?
Эти качества должны быть присущи каждому человеку, но так
ли это?
По-моему, лучше всего честь и совесть проявляются в экстрема-
льных ситуациях. Самая экстремальная ситуация — это война. О
Великой Отечественной войне писали и пишут очень много. Поэты
слагали стихи и поэмы, писатели писали художественные и публи-
цистические произведения. ,
Одним из таких произведений является повесть В. Некрасова
«В окопах Сталинграда». В. Некрасов считал, что подобные произ-
ведения надо писать по горячим следам и на одном дыхании, пото-
му что иначе правда искажается. Автор повести утверждает, что
правды в его произведении девяносто девять процентов, и всего
лишь на один процент он умолчал. И по всей видимости, это заяв-
ление справедливо, потому что молодое поколение сравнивает дру-
гие произведения с этой повестью, проверяя справедливость и чест-
ность других авторов, а современники войны подтверждают, что
все написано правдиво и честно. Так о чем же эта повесть? Чем так
притягивает? И что заставляет перечитывать ее снова и снова?
«Приказ об отступлении приходит совершенно неожидан-
но...» — это самые первые строки повести. Нет никакого вступле-
ния. Есть только эти суровые и жесткие слова. Мы сразу погрузи-
лись в другой мир и оказались в водовороте событий. Бойцы отсту-
пают, что же делать беззащитным жителям? Люди, которые долж-
ны защищать, уходят. Они уходят ночью, уходят с опущенными
головами.
«...Мы идем молча, точно сознавая свою вину... Люди завтра
проснутся и увидят немцев...»
Они чувствуют себя виноватыми, но почему? Ведь они же не де-
зертиры, ведь они собираются вернуться.
Главный герой Керженцев пытается оправдать себя, своих това-
рищей, оправдать само отступление. Чуть позже Керженцев снова
попадает в- «поток отступления», и снова его мучают угрызения со-
вести. Главный герой никак не может избавиться от чувства вины.
Он не может смотреть на все эти вопросительные и недоумевающие
лица. Он не знает, что он может им ответить? В детских книжках
рассказывается о доблертных героях, которые с легкостью побеж-
дают врагов. Но война — это совсем другое. Это натертая пятка,
насквозь пропотевшая гимнастерка и «немцы в самой глубине Рос-
сии». На войне узнаешь людей по-настоящему. И в повести В. Не-
красова мы встречаемся с Калужским. Он разговаривает с Кержен-
цевым. Он говорит ужасные вещи: «Не волнуйтесь! немцы соби-
раются уложиться в срок...* А ведь он комбат! И у Керженцева по-
является единственное желание: «В морду тебе дать!» Разве можно
287
говорить здесь о чести и совести Калужского? Разве эти качества
есть у него? Но, может быть, они у него когда-то были? Ведь война
не только раскрывает сущность человека, но и меняет его. Напри-
мер, Игорь, друг Керженцева. Конечно, он не стал подобным Ка-
лужскому, но и его сердце загрубело, и его душа вымоталась. В
произведении В. Некрасова очень много страшных, парализующих
душу картин.
На мой взгляд, самые ужасные картины следующие:
«...Худенькая шейка его трясется. Какая она тоненькая и жал-
кая!.. Глаза его вдруг останавливаются, точно увидел что-то необы-
чайно интересное, и весь он медленно, как-то боком садится на
дно Его оттаскивают. Беспомощно подпрыгивают по земле но-
ги...*
Вторая картина еще ужаснее, хотя ее описание занимает всего
несколько строк в повести:
«...Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув
руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я
видел до и после на войне... Минуту назад была еще жизнь, мысли,
желания. Сейчас — смерть...» Мне не хочется ничего говорить:
лучше и ярче В. Некрасова я не смогу сказать. Все и так предельно
ясно: грань между жизнью и смертью очень тонка, а на войне сти-
рается совсем.
Поступить по чести, по совести — погибнуть за Родину. Но не
лучше ли одолеть врага, сохранив при этом жизнь? Ведь нет ничего
ценнее жизни. Командир Абросимов придерживается другой точки
зрения: «Взять высоту любой ценой». Он приказывает атаковать
под прямым огнем. Майор предлагает другой вариант, в котором у
бойцов есть шанс выжить. Одним геройством ничего не сделаешь.
Абросимов считает, что они отказываются выполнять приказ из-за
трусости, он грозит им даже пистолетом.
Начальство не сомневалось во мнениях, а ведь их непонимание
друг друга стоит многим людям жизни. Как быть с совестью здесь?
В повести, прочитав ее от начала до конца, мы не найдем великих
военачальников.
Не найдем мы военачальников и у Василя Быкова. Его произве-
дения о простых людях, но о сложных душах этих людей. Его ге-
рои всегда стоят перед выбором. Сотников не исключение. Книга
так и называется «Сотников».
Сотников и Рыбак — главные герои. Рыбак более приспособлен,
чем Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, сам вызвался
идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от
какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев,
предавших свой народ. Он прекрасно относится к своему товарищу
и на протяжении всей повести заботится о Сотникове. И не просто
заботится, он тащит его на себе. Сначала он проявил слабость и
оставил раненого товарища. Его охватил страх, страх за свою
жизнь. Ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. А
ведь он поборол свой страх, хотя это далеко не просто. Совесть и
честь одержали победу над страхом и жалостью к себе. А это не мало!
После этого поступка Рыбака все предвещает хороший конец.
Ио... все получилось совсем иначе.
288
Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от
Сотникова. Сотников физически уступает Рыбаку. Он менее при-
способлен к жизни в отряде, но больной идет в разведку, потому
что никто больше не пошел. Всю дорогу Сотников испытывает пе-
ред Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что
отстает. А время терять было нельзя. Он чувствует угрызения сове-
сти за то, что они попали в плен, за то, что из-за них забрали Дём-
чиху и Басю. Сотников пытается взять всю вину на себя, но... Сот-
ников, уступая Рыбаку физически, несомненно, превосходит его
морально. Ведь оба героя стоят перед выбором, но оказались по
разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов.
Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что
большой вины за ним нет.
«...Просто он имел больше возможностей и схитрил, чтобы вы-
жить, но он не изменник...*
Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается.
Рыбак должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, должен ли-
шить своего товарища жизни. Он в ужасе!
А Сотников в это время обводит взглядом толпу. Ему противно
стало от предательства Рыбака. Для него это было самым страш-
ным преступлением. Последним, кого видит Сотников, — мальчик,
который со страхом и дрожью наблюдает за казнью. На его лице
было безутешное горе. Сотников не удержался и улыбнулся одними
глазами мальчику. Мне кажется, он хотел, чтобы мальчик понял,
что лучше умереть, но не стать предателем.
Мне даже стало жалко Рыбака. Мне кажется, он чуточку завидо-
вал Сотникову: ведь его страдания закончились. В глубине души он
(Рыбак) понимает, что ему не вырваться отсюда, и решает свести сче-
ты с жизнью; «...в тартарары, навеки это единственный возмож-
ный выход...» Но судьба прокляла его: ремня не было, оставалось
только жить, но как жить? Вот такое сложное чувство — совесть.
Совесть всегда связана с другими чувствами души. Я думаю,
она неотделима от веры, веры в людей.
«Западня» повествует именно об этом.
Командир роты Клименко попал в плен. Немцы не стали его
убивать, они воспользовались документами, которые были у Кли-
менко. Объявив солдатам, что их командир предал их, отпустили
его. Дальше идет очень напряженная сцена. Стоит мертвая тиши-
на, Клименко идет к «своим». Он даже не понял сразу, что случи-
лось, но, когда это стало доходить до его сознания, он покрылся хо-
лодным потом: его могли убить свои. Почему могли? Они должны
были его убить! Но он дошел, а выстрелов не было. Начались вы-
крики: «Предатель!.. Трус!& Но по его лицу солдаты поняли: он их
не предавал! Он не мог их предать!
Провокация немцев не удалась, хотя, конечно, были и другие
случаи.
В «Обелиске» Василя Быкова главный герой — Алесь Иванович
Мороз — поступает по совести, так, как считает правильным и
нужным. Ребят забрали полицаи и потребовали, чтобы пришел
А. И. Мороз, — только тогда они отпустят детей. Все понимали,
что немцы никогда никого не отпускают, понимает это и Алесь
289
Иванович, но он не может по-другому, он знает, что должен пойти,
и идет. И до последней минуты он старается спасти хоть одного из
ребят, что ему и удается.
По-моему, Алесь Иванович Мороз совершил геройский посту-
пок. Почему поступок? Подвиг!
Честь и совесть — это то, без чего не может жить человек.








































Copyright MyCorp © 2025
Информеры
  • Анекдоты про политику (9)
  • Пошлые анекдоты (39)
  • Разные анекдоты (44)
  • Какие форумы вы считаете наиболее интерессными? (9)
  • Что бы вы хотели видеть на нашем сайте? (63)
  • Яндекс.Погода

    Случайный анекдот
    Hаркоман Вася помер. Хоронят.
    Сразу за гробом идут близкие родственники - плачут. Hесут плакат:
    "Почему ты ушел так рано, Василий?".
    Дальше идут дальние родственники - плачут. Hесут плакат:
    "Ты навсегда остался в наших серцах, Василий!"
    Последними идут друзья: Пыхают, двигаются, хохочут. Hесут плакат:
    " ВАСЯ! ТЫ HЕ УМЕР! ТЫ ГОООHИШЬ... "
    Календарь
    «  Июль 2025  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031
    Мини-чат
    500
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Rambler's Top100