Большое место в русской литературе XX века занимают произ-
ведения о судьбе человека. Каждый писатель по-своему старается
раскрыть эту тему. Одни пытаются показать нравственный поиск
человека, другие пытаются через судьбу героев своих произведений
решить сложные нравственные проблемы. В этом плане очень зна-
чительно, с моей точки зрения, творчество таких писателей, как
Василь Быков, Владимир Дудинцев, Чингиз Айтматов.
В повестях Быкова значительную роль играет судьба человека,
связанная со сложным нравственным поиском. Герои его произве-
дений в какой-то момент своей жизни обязаны сделать свой выбор.
Иногда это стоит им жизни. В произведениях этого автора нравст-
венная проблема всегда служит тем ключиком, который помогает
нам приоткрыть дверь в произведение, которое на первый взгляд
может показаться описанием обычного фронтового эпизода. На
этом основаны повести «Сотников», «Обелиск». Особенно интересу-
ют Быкова такие ситуации, в которых человек должен руководст-
воваться не прямым приказом, а единственно лишь своим внутрен-
ним чутьем. Учитель Мороз из повести «Обелиск» воспитывал в
своих учениках все самое хорошее, все самое доброе. И во время
войны его ученики устроили покушение на полицая. Их арестова-
ли и должны были расстрелять, однако сказали, что их отпустят,
если придет их учитель, укрывавшийся в то время у партизан. Мо-
роз прекрасно понимал, что, даже если он и придет, их все равно
расстреляют. С точки зрения здравого смысла явиться Морозу в по-
лицию было бесполезно: немцы все равно не пощадили бы детей.
Но с нравственной точки зрения человек (если он действительно че-
ловек) должен подтвердить своей жизнью то, чему он учил своих
учеников. Этот человек не смог бы больше жить, зная, что в ответ-
ственный момент струсил, оставил детей в беде, не попытавшись
даже спасти их. Он не смог бы больше учить, предав то, чему верил
сам и чему пытался научить других. Поэтому он и решил пойти в
полицию. Мороз был расстрелян вместе с ребятами. Его поступок
был осужден некоторыми как безрассудное самоубийство, и после
войны его имени не было на обелиске, поставленном в честь погиб-
ших ребят. Но доброе семя, которое он заронил в души людей, не
погибло. И люди добились того, чтобы его имя было дописано на
обелиске. Следовательно, он не зря прожил жизнь, если оставил о
себе память. Мороз доказал всем, что его убеждения были сильнее
грозящей смерти. Мороз переступил через естественную жажду вы-
жить, уцелеть. С этого момента начинается героизм человека, необ-
ходимый для поднятия нравственного духа у других людей. По-
весть «Сотников» также поднимает проблему нравственного выбора
290
человека. В этом произведении слабый человек в роковой момент
становится сильным и ценою своей жизни спасает жизни многих
людей, а сильный вдруг становится трусом и ценою предательства
спасает свою жизнь. Перед смертью Сотников встречается глазами
с мальчиком и понимает, что жизнь он прожил не зря.
Другая нравственная проблема — вечная битва добра и зла —
исследуется с помощью судеб героев произведения Дудинцева «Бе-
лые одежды». Это произведение о трагедии, постигшей советскую
генетику, когда преследование ее было возведено в ранг государст-
венной политики. Этот роман практически документально описыва-
ет кампанию против ученых-генетиков. В один из сельскохозяйст-
венных вузов страны, попавший под подозрение, приезжает Федор
Дёжкин, который должен «разгрести подпольное кубло вейсмани-
стов-морганистов» в институте. Но Дёжкин, познакомившись с уче-
ным Стригалёвым и с его опытами, увидев бескорыстную предан-
ность этого человека науке, делает свой выбор в пользу Стригалева
и его учеников. После ареста Стригалева Дёжкин спасает его на-
следство. Судьба Дёжкина замечательна. Сначала он находился под
влиянием академика Рядно. Он считал, что то, чем занимается этот
человек, и является настоящим, так как в душе академик Рядно
был простым крестьянином, а крестьянин всегда ближе к земле,
ближе к простым людям. Но первоначальное мнение Дёжкина о
«народном академике» оказалось ошибочным, и он, основываясь на
свой собственный компас, принимает сторону Стригалева. Его мог-
ли бы сослать со всеми «вейсманистами-морганистами», но его
спасло то, что он не успел оформить брак с Еленой. Дудинцев реша-
ет в своем романе проблему: добро или правда? Можно ли разре-
шить себе солгать во имя добра? Можно ли поступиться нравствен-
ными догмами, не замарав при этом белых одежд праведника? Ав-
тор утверждает, что человек, решивший идти до конца во имя вели-
кой цели, должен быть готов к тяжелым моральным потерям.
Судьба человека играет важную роль и в творчестве Чингиза
Айтматова. В своем произведении «Буранный полустанок» автор
рассказывает нам о судьбе Буранного Едигея, Казангапа, Абутали-
па Куттыбаева. Судьбы всех этих людей очень примечательны сами
по себе. Лучшая часть жизни этих героев прошла на Буранном по-
лустанке. Едигей отправился на войну, а в конце сорок четвертого
года его демобилизовали после контузии. Вернувшись домой, он уз-
нал, что его жена Укубала не уберегла их ребенка. Это было боль-
шим ударом для Едигея, он не смог больше жить в своем родном
ауле. Вскоре он встретил Казангапа и вместе с ним отправился на
Буранный полустанок. Многое они пережили с Казангапом^ Были у
них и счастливые минуты, и тяжкие, но никогда они не перестава-
ли трудиться. Автор называет Буранного Едигея человеком трудо-
любивой души. Он постоянно задает себе вопросы, на которые у
других уже есть готовые ответы. Для Едигея смысл жизни заклю-
чается в том, чтобы быть связующим звеном между прошлым и бу-
дущим. По-моему, Едигей несет в себе все духовные начала народа,
поэтому я полагаю, он и находит общий язык с Абуталипом Кутты-
баевым. Абуталип был учителем, но во время войны он попал в
плен, бежав из плена, он стал сражаться на стороне югославских
291
партизан. Когда он возвратился на родину, ему пришлось все это
скрывать, однако вскоре об этом узнали, и ему пришлось уехать.
Для Абуталипа смысл жизни состоял в детях. Он хотел донести до
них все самое лучшее, что у него было. Абуталип Куттыбаев хотел
состояться в своих детях, он говорил: «Я все думаю, что могу сде-
лать для своих детей... Может быть, для того, чтобы я что-то ска-
зал, в первую очередь своим детям. И мне положено отчитаться пе-
ред ними за свою жизнь». Куттыбаев пытался сохранить для своих
детей духовное наследие, полученное от предков, для того, чтобы
они не забывали о прошлом. Мне кажется, что человек, забывая о
прошлом, теряет сопричастность с настоящим и перестает ощущать
свою ответственность за будущее. Я думаю, что главные герои про-
изведения Чингиза Айтматова прожили замечательную жизнь.
Рассмотрев некоторые произведения русской литературы XX ве-
ка, мы можем сделать вывод, что судьба человека играет большую
роль в раскрытии нравственных проблем, поставленных в произве-
дениях литературы этого периода. Для писателей, по-моему, важ-
ны судьбы тех героев, которые обладают даром мыслить неординар-
но, которые являются людьми «трудолюбивой души». Не всегда
они совершают героические поступки, руководствуясь своим нрав-
ственным компасом. Многим авторам интересны судьбы героев, ко-
торые в результате упорных нравственных поисков освобождаются
внутренне. Я считаю, что судьба может подарить человеку шанс
быть счастливым, а может и отнять. Судьба человека непредсказуе-
ма, но каждый человек должен достичь чего-то в своей жизни, не
пренебрегая нравственными нормами.