ОЧЕРК «АЛМАЗНЫЙ ЯЗЫК» (К. Г. Паустовский)
(Опыт рецензии)
Нет таких звуков, красок, об-
разов и мыслей — сложных и про-
стых, — для которых не нашлось
бы в нашем языке точного выра-
жения.
К. Г. Паустовский.
Эпиграф выбран мной не случайно, ибо он ясно отражает и суть
произведения К. Г. Паустовского «Алмазный язык», и суть моего
сочинения, в данном случае рецензии.
Я думаю, что это произведение обращено или, лучше сказать,
адресовано всем молодым людям. Ведь они, как никто другой,
нуждаются в пополнении знаний родного языка. Поскольку многие
не умеют правильно говорить, зачастую такими людьми оказыва-
ются сами носители языка.
Произведение «Алмазный язык* носит научный характер, так
как автор в этом очерке раскрывает историю создания русского
292
языка и отражение различных явлений природы благодаря русско-
му языку.
Паустовский в своем произведении поставил цель: донести до
сознания молодых людей всю красоту, богатство русского языка.
Эпиграф, выбранный автором, как нельзя лучше отражает суть
произведения, а само название «Алмазный язык» говорит о смысле
очерка.
Автор поставил здесь ряд вопросов: что будет с обществом, если
люди начинают забывать родной язык; каким будет государство,
если нация потеряет свое лицо, то есть родной язык; на какой базе
станут основываться знания подрастающего ""поколения? Но на эти
вопросы ответы еще не найдены, поэтому автор поставил перед со-
бой задачу найти истину. Для этого нужно, чтобы нация, люди
осознали всю важность сохранения своих традиций, а самое глав-
ное — язык.
Люди должны понимать, что без сохранения языка нация нач-
нет вырождаться, а это крайне нежелательно. Ведь русский язык
самый богатый язык в мире, в нем очень много красивых слов. Это
нужно понять и постараться сохранить наш родной язык от умира-
ния.
Теперь давайте разберемся, что же представляет собой русский
язык, в чем заключается его красота.
Паустовский в произведении пишет о том, что в русском языке
много слов, которые могут охарактеризовать одно и то же явление.
Он также проводит параллель между русским языком и природой.
Например, дождь. Он может быть разных видов: обложным, мо-
росящим, грибным, слепым, полосовым и так далее. Но одно дело
знать это на словах, и совсем другое почувствовать на себе, то есть
испытать это. Тогда слова наполнятся силой и можно будет почув-
ствовать то, о чем говоришь. В этом, я считаю, и заключается вся
сила русского языка. Ведь нельзя объединить вместе язык и приро-
ду ни в каком другом языке, а в русском языке это возможно, так
как природа отражает красоту языка: насколько красива природа
России с лесами, реками, полями, настолько же красив русский
язык с разнообразием слов. Это и доказывает нам Паустовский в
своем произведении.
Есть еще один способ понять значение и смысл слов — это игра
ими. Паустовский таким образом разбирает слово «родник». Он от
своего лица рассказывает нам историю о лесничем, который нахо-
дится на прямой связи с природой, но которого занимают простые
русские слова. На этот раз его привлекло слово «родник», и, разби-
рая его, он выходит на такие слова, как «Родина», «народ», «род-
ня» и так далее. «Простые слова эти открыли мне глубочайшие
корни нашего языка», — пишет автор.
Это еще раз доказывает, что русский язык могучий и красивый.
Мы понимаем, что у каждого слова есть свои корни и есть глубо-
кий смысл, который на первый взгляд даже не виден. Но если по-
чаще задумываться над словами, это откроет их смысл, и мы уже
будем произносить слова не машинально, а вдумываясь в то, о чем
идет речь, и улавливать не поверхностный смысл, а глубокий. Это
293
является решением поставленной нами проблемы, это путь к воз-
рождению нации.
Ведь как сейчас загрязнен наш язык такими словами, как, на-
пример, «клево». А это одно слово заменило целый ряд слов, в ко-
тором каждое слово несет свой особый смысл! Например, «велико-
лепно», «чудесно», «хорошо», «здорово», «красиво» и так далее.
Этот ряд можно было бы продолжать до бесконечности.
А сколько слов мы слышим каждый день по радио и телевиде-
нию, но мы не слышим нормальной чистой русской речи! Дикторы,
ведущие зачастую делают такие грубые ошибки, что порой кажет-
ся, что язык наш находится на грани исчезновения. А кто виноват
во всем этом? Конечно же сами люди. Сейчас редко можно встре-
тить человека, который говорил бы правильно, я имею в виду чис-
тый русский язык без всяких «словечек». Ведь наш язык такой
красивый и богатый, поэтому он должен быть для русских людей
гордостью.
Что же нужно делать для того, чтобы русский язык не исчезал?
Этот вопрос также поднял в своем произведении Паустовский. Он
писал о том, что нужно изучать родной язык.
Проблемы русского языка интересовали также и других рус-
ских классиков. Об этом в своих произведениях, очерках, статьях
писали такие писатели, как Белинский, Карамзин, Радищев, Тур-
генев, Достоевский. Все они призывали беречь «русский язык, как
святыню». Это слова И. С. Тургенева. Также они призывали не ис-
пользовать в нашей речи иноязычные слова, так как наш язык та-
кой богатый и гибкий, зачем нам брать слова у тех, кто беднее нас?
Произведение К. Г. Паустовского «Алмазный язык» поучитель-
но, поскольку оно призывает нас задумываться над языком. Автор
показал нам всю красоту языка, его слога, сравнивает его с приро-
дой и говорит, что они взаимосвязаны.
Мне это произведение понравилось, так как оно заставило меня
задуматься над своей речью. Но хорошо было, если бы об этом за-
думались все, а не только молодые люди. Ведь очень важно то, как
мы говорим и что мы говорим. Но если бы так думали все...
Закончить я хочу словами К. Г. Паустовского из рецензируемо-
го текста: «Народ, создавший такой язык, — счастливый народ».