РАССКАЗ «СТЛАНИК» В. Т. ШАЛАМОВА (Опыт рецензии)
Лучше умереть стоя, чем жить
на коленях.
Рассказ «Стланик» был написан русским писателем Варламом
Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия,
во время его проживания в Калининской области, и относится к
циклу «Колымские рассказы». Как и многие другие писатели того
времени, Варлам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Беско-
нечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, боль-
ничные койки... В 1949 году на Колыме он впервые начал записы-
298
вать свои произведения. В документально-философской прозе Ша-
ламов выразил весь многострадальный опыт сверхчеловеческих ис-
пытаний в сталинских лагерях строгого режима. Голод, холод, по-
бои и унижения прекратились лишь после того, как в 1956 году
писатель был реабилитирован. Но это событие, увы, не было кон-
цом всех перенесенных страданий. Как писателя, автора множества
глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное:
бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игно-
рирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотиви-
ровалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абст-
рактный гуманизм. Но как мог человек, столько претерпевший от
этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его
рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал пи-
сать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это са-
мому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по
прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, бы-
ли опубликованы первые его работы: произведения из колымских
тетрадей. Среди них — рецензируемый мною рассказ.
Стланик — таежное дерево, родственник кедра, растущее, бла-
годаря своей неприхотливости, на горных склонах, цепляясь кор-
нями за камни. Примечательно оно тем, что способно реагировать
на условия окружающей среды. В предчувствии похолодания или
выпадания' снега оно прижимается к поверхности, расстилается.
Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это
дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет,
что стланик — единственное вечнозеленое дерево в этих северных
краях, дерево надежд. Сильный, упрямый, неприхотливый, он по-
добен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией. Ле-
том, когда другие растения пытаются процвести как можно быст-
рее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он
непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета,
не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он посто-
янно насторожен и готов принести себя в жертву стихии. Разве не
похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подверг-
нут Борис Пастернак? А чуть позже, уже* казалось бы, совсем в
другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаро-
вым? Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством
и отвергнуты. Но многие другие ломались под гнетом тоталитарно-
го строя. Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком
доверчивы? Может, и вправду они отцвели и оставили после себя
лишь вымерший, холодный лес?
Шаламов писал о стланике как о слишком доверчивом дереве:
стоит только развести близ него костер, как он тут же поднимает
свои пушистые зеленые ветви. Костер погаснет, и стланик, огор-
ченный обманом, опустится, занесенный снегом. По словам автора,
чувства человека не так утонченны. Но, несмотря на это, люди
слишком часто остаются обманутыми. Если дерево после этого спо-
собно вернуться к обыденной жизни, то человек — редко. Появле-
ние костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с
периодом хрущевской «оттепели». Сколько людей тогда стали жер-
твами обмана, предательства!
299
Как писал Шаламов, у человека всего пять чувств. Да, может
быть, их и недостаточно для того, чтобы распознавать перемены,
происходящие вокруг, но их вполне хватит для того, чтобы про-
никнуться теми тысячами, которые овладевали писателем. Прочи-
тав рассказ, я понял, какое значение имеет для человека надежда,
вера в лучшее. Подобно ростку, вечнозеленому дереву, пробиваю-
щемуся сквозь вьюгу и стужу к солнечному свету, надежда в чело-
веческом сознании заставляет его верить, отстаивать свои идеалы.
Недаром говорят, что она умирает последней. Кроме того, меня не
покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного
дерева, так и многих людей, борющихся за справедливость.
Рецензия — исследование, содержащее критическую оценку.
Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в крити-
ке, но только тогда, когда я с чем-то не согласен. В этом на первый
взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого
смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спо-
рить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с
автором. Если же критика бывает положительной, то рецензия мне
удалась. И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, ес-
ли бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же
жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.