РЕЦЕНЗИЯ НА ПЬЕСУ А. В. ВАМПИЛОВА
«ПРОЩАНИЕ В ИЮНЕ*
Дар драматического писателя — из самых редких в литератур-
ном ремесле. Форма драмы ставит немало стеснительных условий.
Надобны особый драматический слух, подобный музыкальному, и
чутье, чтобы не просто переводить литературную речь в диалоги, но
чтобы она лилась сверкающим, напористым потоком. Да еще необ-
ходимо уметь привести на сцену героя, столкнуть его с другими и во-
время увести, чтобы актер не переминался праздно на подмост-
ках, — иначе заскучает зрительный зал. И мало ли еще что надо! Но
главное, чтобы пьеса дышала жизнью — подлинной, узнаваемой.
Всеми этими дарами «милостью Божьей» был награжден заме-
чательный драматург А. Вампилов.
Уже в первой большой пьесе «Прощание в июне» собственная
тема Вампилова слышна как предвестие. Она еще не набрала силы,
только прорезывается сквозь сюжет «студенческой комедии», то
слишком замысловатой, то чересчур простенькой, в стиле факуль-
тетского капустника. Тут еще много эффектных положений, они
набросаны щедро и неразборчиво. Расстроившаяся свадьба, несо-
стоявшаяся дуэль, герой, отбывающий пятнадцать суток на прину-
дительных работах...
Автор еще не вполне верит, что может удержать наше внимание
очерком характера. А характер уже представлен, своя тема заявле-
на судьбой молодого Колесова.
Талантливый студент — любимец курса, дерзкий и находчивый
с девушками, бесшабашный озорник, д'Артаньян, сорвиголова... Не
лезет в карман за словом, очаровывает на ходу случайную незна-
комку на автобусной остановке, является на свадьбу друзей через
300
окно и не теряется, когда его гонят из института: пристраивается
садовником на даче у гражданина Золотуева.
Этот Золотуев будто бы совсем вводное комическое лицо, но в
замысле пьесы важнейшее. Нарушая все законы жанра, он произ-
носит монолог на три страницы, не перебиваемый хотя бы ради
сценического правдоподобия репликами собеседника вроде: «Ну а
дальше?», «Вот так история!», «Ну и ну!* Монолог этот — о беде
старого взяточника, нарвавшегося на честного человека. Он все ни-
как поверить не может, чтобы тот взяток не брал, — все берут,
важно не промахнуться в предложенной цене. Золотуев обижается,
негодует на его показную честность и, даже отсидев положенный
срок, уверен, что сидел понапрасну: значит, мало давал.
Но при чем тут пенсионер Золотуев, когда нас интересует залих-
ватски смелый, честный и обаятельный парень Колесов? В Колесо-
ве кипение сил молодых, неопасное озорство, но вообще-то он от-
личный малый и, когда его вышибают из института, большинство
ребят на его стороне.
Беда приходит к молодому герою с другого бока: когда надо де-
лать первый нешуточный жизненный выбор. Тут уж не кровушка
по жилкам переливается, дело серьезное: институт или любовь?
Так случилось, что герой Вампилова покорил сердце Тани, доче-
ри ректора института, а это совсем не по душе ее отцу. Вот когда мо-
раль Золотуева, с презрением и насмешкой отвергнутая, оказывает-
ся все же проблемой. А что, ведь и правда, с жизнью не поспоришь.
Это в книжках хорошо читать и в кино видеть. А тут сам реши, и
для каждого этот однажды возникший перед ним выбор во сто крат
труднее, чем кажется в теории и издали. Посмеявшись над Золотуе-
вым, Колесов сам не замечает, как переходит в его веру: все продает-
ся и покупается, важна цена и цель. Бросить любимую девушку, как
требует ее отец, и тяжело и подловато. Но если диплом горит? Если
судьба на кону? Колесову было присуще все, что свойственно хоро-
шему, честному юноше: рядом с восторженностью и поперек ей —
скептическая поза, рядом с романтикой души недоверие к фразе,
воспитательному нажиму, нравственным прописям, которыми вечно
надоедают старшие. Отсюда, наверное, озорство, молодечество. От-
сюда и демонстративная практичность, показной рационализм, не-
много смешной и еще безвинный в юном возрасте, но незаметно, как
у Колесова, оправдывающий первые сделки с совестью.
Для любого из нас настает момент, когда из тихой гавани се-
мьи, дома, школы ты выплываешь в открытое море жизни и где-то
встречает тебя неизбежно первое испытание совести, первый ру-
беж, перейдя который ты, случается, уже другой человек. Эта ми-
нута, этот критический миг и интересует более всего Вампилова.
Проблемы же, поднятые драматургом в пьесе, и сейчас, более
чем через двадцать лет, к сожалению, актуальны.