В. М. ШУКШИН. «Я ПРИШЕЛ ДАТЬ ВАМ ВОЛЮ»
(Опыт рецензии)
Литературный путь Василия Макаровича Шукшина (1929—
1974), известного советского писателя, актера и кинорежиссера,
продолжался около полутора десятилетий. Художник пытливый и
проницательный, человек, обладавший исключительно тонким ду-
ховным зрением, которое позволяло ему в каждом явлении прозре-
вать его глубинный общечеловеческий смысл, Шукшин с годами
испытывал все более настойчивое тяготение к углубленно философ-
скому осмыслению действительности, к широкому и решительному
творческому синтезу. Наиболее законченное выражение этот новый
для него тип художественного мышления получил в историческом
романе «Я пришел дать вам волю».
Давно признано, что исторический жанр в литературе связан с
проблемами современности столь же тесно и органично, как произ-
306
ведения о дне нынешнем. Образ Степана Тимофеевича Разина за-
нимал Шукшина давно. Замысел романа складывался долго — бо-
лее шести лет. Шукшин рассказывал в 1967 году: «Меня давно
привлекал образ русского национального героя Степана Разина,
овеянного народными легендами и преданиями. Я поставил перед
собой задачу: воссоздать образ Разина таким, каким он был на са-
мом деле».
Роман рассказывает о сложных и драматических событиях
крестьянского восстания под предводительством Степана Разина и
охватывает период со времени возвращения из персидского похода
до казни атамана. Три коренных проблемы решаются в романе:
судьба России, судьба народного восстания, личность и трагедия
Разина. Вопрос о судьбе Руси и всего народа был продиктован ис-
торическими обстоятельствами. В романное пространство вмести-
лось огромное историческое содержание: сцены на Волге и на До-
ну, война с царскими боярами, воеводами, стрельцами, динамика
народных масс. В. Шукшин раскрыл новые возможности слова в
романном повествовании, достигая полного слияния исторической
масштабности с художественной. Раздумья писателя о земле, ро-
дине, судьбе народа становятся поэтической канвой содержания.
Новое социально-нравственное чувство рождается из первоначаль-
ных, смутных пока восприятий и впечатлений, когда перед вос-
ставшими открывается земля в нескончаемых просторах степи,
пашни. Цель разинского движения: дать волю городкам, весям,
разноплеменному люду, покарать бояр, утвердить справедливость.
В народной памяти Разин — защитник обиженных и обездолен-
ных, фигура яростная и прекрасная — с этим бессмысленно и без-
надежно спорить. С его образом в повествование входит тема неу-
емных страстей, жажды свободы и независимости. В нем автор
видит средоточие национальных особенностей русского народа,
вместившихся в одну фигуру, в одну душу. Степан Разин поража-
ет мощью своих страстей, размахом замыслов, неустанной работой
мысли и даже склонностью к рефлексии. Рисуя этот характер,
Шукшин не только вводит нас в атмосферу широкой, грозной вой-
ны, но и представляет «век минувший»: в романе раскрывается
роль и влияние на события личностей, идущих наперекор абсолю-
тизму.
Разин как исторический характер изображен в момент высшего
подъема национального самосознания, который проявляется в фор-
мах крестьянского и религиозного движений, направленных про-
тив абсолютизма. Через десять лет после казни Степана Разина был
сожжен протопоп Аввакум. Влияние мятежной Руси Степана Рази-
на и Аввакума было сильным, глубоким, оно отразилось во всем со-
держании духовной жизни народа. Призыв к защите обездоленных
и обиженных, ненависть к несправедливой власти, сила правдо-
искательства — все это, отзываясь в сердцах многих поколений,
стало достоянием народного духа. Через сто лет грянуло пугачев-
ское восстание, подтвердив еще раз духовную силу разинских идей.
В трагедии Разина воплотилась духовная драма народа, неразреши-
мые противоречия сознания и характера, комплекс вины человека,
несущего ответственность за свои действия и за весь народ, пости-
307
тающего безысходность создавшегося положения. Картины, образу-
ющие пространственную «раму» повествования, исполнены дина-
мики, психологизма. Каждая отдельная фигура освещается событи-
ем. В малом, которое представлено в бесконечном многообразии ти-
пов, лиц, характеров, неизменно просматривается масштабное.
Взаимодействие этих планов — важнейший композиционный и
монтажный принцип. Характерны, например, сцены казачьего
круга, открывающего действие, или переговоры Степана с астра-
ханским воеводой Иваном Прозоровским. Психологический анализ
широко и многообразно претворяется в романе: в драматизирован-
ных формах пейзажа и массовых сцен, в последовательности автор-
ского изображения внутренних состояний Разина. Прямая и кос-
венная речь особенно динамична и весома, она становится средст-
вом самоанализа в моменты высокого драматического напряжения.
Мне думается, что роман «Я пришел дать вам волю» в наше
«смутное» время вновь приобрел актуальное значение. Этот роман
следовало бы прочитать нашим правителям, мечтающим водрузить
на себя шапку Мономаха, и хоть изредка вспоминать в мыслях Сте-
пана Разина. Тогда, увидев весь ужас народного восстания, описан-
ный в романе Шукшина, может быть, они умерят свои амбиции и
остановятся на краю пропасти.