РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН Ч. Т. АЙТМАТОВА «ПЛАХА»
(П вариант)
Одним из наиболее ярких произведений современной русской
литературы является роман Чингиза Айтматова «Плаха». В его
произведении затрагиваются насущные проблемы общества, вопро-
сы добра и зла, отношения между человеком и природой, между
человеком и обществом. Ч. Айтматов писал: «Трудно установить,
что такое людская жизнь. Во всяком случае, бесконечные комбина-
ции всевозможных человеческих отношений, всевозможных харак-
теров настолько сложны, что никакой сверхсовершенной компью-
терной системе не под силу сынтегрировать общую кривую самых
обычных человеческих натур». Так сказано о людях, но ведь их су-
ществованием мир не исчерпан. Скорее всего, потому писатель из-
бирает три основных русла наблюдений: природное, социальное и
углубленно-личностное. Вечное царство природы в романе много-
красочно и многонаселенно. Бескрайние степи, зеленые долины и
приозерье, высокогорные тропы — все поражает своей неповтори-
мой красотой. «И не видно было ни конца, ни края этой земли.
Всюду темные, едва угадываемые дали сливались со звездным не-
бом» — таким выглядит край в предутреннюю пору. Днем он ис-
полнен неостановимого движения. «Небо над степью измеряется
высотой взлетевшего коршуна». На «десятках километров» —
«несть изобилующих в этой благодати», стада яков. С глубоким
восхищением списывает автор величественное бытие, особенно в
тот момент, когда на какое-то мгновение воцаряется «изначальное
равновесие» — «солнце в небе, пустынные горы, полная тишина,
отсутствие людей в равной мере принадлежали как жвачным, так и
хищникам». «Изначальное равновесие» природы попирается людь-
ми. В древности охотники приходили «вооруженные стрелами»,
«потом появились с бабахающими ружьями». Но «прошло время, и
человекобоги» стали устраивать облавы на машинах, «прилетать на
вертолетах» — не охотники, а «расстрелыцики», косящие все жи-
вое, «как будто сено на огороде». Бессмысленное массовое уничто-
жение, порождающее среди животных страх «апокалиптических
размеров», — угроза земному процветанию.
Пара волков — Акбара и Ташчайнар — олицетворяют мир зве-
рей. Волчья сущность быть «молниеносным ножом по глоткам ан-
тилоп» позволяет воплотить неистребимую силу, неиссякаемую
жизнеспособность диких степных зверей: отвагу в охоте, «великий
природный инстинкт сохранения потомства», «извечно жестокую
борьбу за продление рода». Во время отстрела Акбара и Ташчайнар
неожиданно уподобляются трусливым сайгакам. Так нарушаются
все естественные предначертания мира. Поэтому Акбаре казалось,
что «везде воцарился хаос и само солнце, беззвучно пылающее над
головой, тоже гонимо вместе с ними в этой бешеной облаве».
Своеобразно толкуется «внутреннее состояние» волков. Чем
изощреннее издеваются люди над ними, лишая их потомства, тем
более одухотворяется Акбара. Нет более глубочайшей проблемы,
чем потеря потомства. Отсюда ярость зверя, который готов мстить
319
человеку, мстить за причиненную боль. Гибель волчат в результате
отстрела сайгаков превращает Акбару в охотника на людей.
Человек же охотится не только на зверей, но и ненавидит себе
подобных. Айтматов объясняет причины преступлений против ис-
конной гармонии сущего. Не случайно после сцены облавы следуют
фразы о вынужденном бегстве Акбары: «Печально и горько тяну-
лись по снегу скомканные цветы ее следов» — дается суровая оцен-
ка тех, кто «скомкал цветы» вольной, степной жизни. «Люди без-
домные», «перекати-поле», «профессиональные алкоголики»: Обер-
Кандалов, Мишка-Шабашник, Абориген-Узюрбай, Гамлет-Галкин
и их шофер Кепа. Все они любят «ударить по-черному», полностью
сознание отшибить водкой, так как давно «озлобились на мир» и от
него пытаются урвать лишь средства для паразитического сущест-
вования. Неудивительно, что эта группа, сама себя нарекшая «хун-
той», подчинившаяся «бычьей свирепости», окончательно презрела
все нормы поведения. Участие в массовом уничтожении диких жи-
вотных для «хунты» — только «разминка* перед садистским убий-
ством человека.
Айтматов пытается осмыслить происхождение этой злобы и не-
нависти между людьми. Для этого он дает характеристику «анаши-
стов». Собиратели наркотической травы внутренне близки группе
Обер-Кандалова. «Анашисты» находятся во власти одной потребно-
сти — обогащения. Среди добытчиков дикой конопли те же законы
беспрекословного служения «хозяину» предприятия. Среди них
происходит душевное омертвение, которое необратимее наркома-
нии, хотя, видимо, эти недуги продуманно предстают в тесной свя-
зи между собой. Особенно устрашает судьба молодежи: двадцати-
летнего смышленого от природы Петрухи и совсем еще юного, пуг-
ливого и добродушного Леньки. Главарь «анашистов» Гришан бла-
годенствует за их счет.
Ч. Айтматов показывает, откуда у людей берется тяга к наживе,
обогащению. Главный герой «Плахи» АВдий Каллистратов, слушая
Петруху, мечтающего об автомашине «Волга», прямо отвечает:
«...во все времена держится незыблемый мир обывателя» на «трех
китах массового сознания». Такая психология присуща и некото-
рым сельским жителям. Прежде всего — Базарбаю, который ради
своего обогащения крадет для продажи из логова Акбары волчат.
Полную противоположность Базарбаю составляет Бостон, целая
жизнь которого направлена на сохранение гармонии: трудовой, об-
щественной, природной. Поэтому Бостон и вступает в затяжной
конфликт с приспособленцем и пустословом парторгом, разоблача-
ет поведение Базарбая. Ничтожные и завистливые, они равнодуш-
ны к священным заветам разумного бытия. В общении с окружаю-
щими Бостон убежденно отстаивает эти заветы: «чтоб для чабана
земля была своя, чтобы чабан за нее болел», ценить самому жизнь
в труде», быть «хозяином своему делу». В своей душе он бережно
хранит добро людей, красоту природы. Жестокой несправедливо-
стью к герою воспринимаются неожиданно происшедшие события.
Акбара уносит беззащитного маленького сына Бостона. «Задыхаясь
и хрипя, как запаленная лошадь», он гонится за волчицей, а затем
320
стреляет в нее и по трагической случайности убивает вместе со зве-
рем своего Кенджеша.
Утрачено теплое, доверительное сообщество людей, и каждый
из них, вне зависимости от личного опыта, приближается к паде-
нию. Бостон тоже встал на этот путь, совершил свой невозвратный
шаг к гибели — убил Базарбая. Бостон «преступил некую черту и
отделил себя от остальных», почувствовав, «что отныне он отлучен
от них навсегда». Поэтому наступает для него «конец света».
Человеком, который вбирает в свое сознание все ипостаси зем-
ных трагедий, олицетворяет нравственность, служит добру, являет-
ся Авдий Каллистратов. Авдий Каллистратов — недоучившийся
священник, еретик, по определению духовных наставников семи-
нарии, удаленный из нее за «новомысленнические представления о
Боге и человеке в современную эпоху». Авдий пытается найти «не-
хоженые тропы к умам и сердцам своих сверстников». Поэтому он
принимает предложение редакции журнала на ряд очерков .о про-
никновении в молодежную среду наркотических средств. Так вче-
рашний семинарист оказывается в обществе «анашистов», а затем
среди членов «хунты». Авдий пытается возродить угасающие ду-
ховные начала, человеческое общение по принципам высшей спра-
ведливости, самоутверждения. Он несет в мир светлые, справедли-
вые идеи, идеи добра. Авдий будто открывает «закономерность, со-
гласно которой мир больше всего и наказывает своих сынов за са-
мые чистые идеи». И далее одна эта закономерность и демонстри-
руется в длинной цепи тяжелейших страданий Каллистратова: в
руках Гришана, затем Обер-Кандалова, вплоть до распятия Авдия.
Роман «Плаха» дает людям возможность осознать свою ответст-
венность за все, что происходит в мире. Чингиз Айтматов в своем
романе направляет человека к идее гуманизма, милосердия, веры в
доброе начало в человеке. Он призывает людей не нарушать ту гар-
монию, которая существует в природе, встать на путь истины, до-
бра.