РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН Ч. Т. АЙТМАТОВА «ПЛАХА»
(III вариант)
Природа не признает шуток;
она всегда правдива; ошибки же и
заблуждения исходят от людей.
И. Гете
Ч. Айтматов — один из ведущих писателей нашей современно-
сти. Его роман «Плаха» — очень популярное произведение, потому
что в нем затронуты актуальные проблемы настоящего времени.
Эта книга является результатом наблюдений, размышлений и тре-
вог автора по поводу неспокойной, угрожающей будущему действи-
тельности, поэтому она значительно отличается от всех написан-
ных ранее произведений: «Ранние журавли», «Белый пароход»,
«Материнское поле», «Первый учитель», «Тополек мой в красной
косынке». В «Плахе» Ч. Айтматов, как художник слова, выполня-
ет миссию духовного наставника нынешнего поколения, который
11-3959 321
указывает современникам на трагические противоречия сегодняш-
него дня. Писатель затрагивает вопросы экологии, нравственности,
проблему угрозы наркомании.
Роман насыщен образами, которые на первый взгляд не связаны
друг с другом: волки, изгнанный семинарист Авдий, чабан Бостон,
«гонцы» за анашой. Но на самом деле их судьбы тесно переплета-
ются, образуя общий узел назревших в современном обществе проб-
лем, разрешить которые автор призывает нас, живущих сейчас.
Повествование начинается описанием волчьей семьи — Акбары
и Ташчайнара, мирно живущей в Моюнкумской саванне. Но эти
спокойствие и безмятежность лишь до тех пор, пока в азиатские
просторы не вторгается человек, несущий в себе не созидающую, а
разрушающую силу. И совершается ужасное, кровавое действо
уничтожения животного мира, в котором погибают и недавно по-
явившиеся на свет волчата Акбары. Все живое вокруг истреблено,
а люди, одержимые эгоистическим отношением к природе, радуют-
ся, что план по мясопоставкам выполнен. Три раза волки уходили
в глухие места, пытались обзавестись потомством для продолжения
своего рода и жить так, как предписывают им законы бытия, и три
раза злая и жестокая судьба, воплощенная в образе людей, лишала
их детенышей. Волки, в нашем представлении, — опасность, но,
оказывается, есть еще большее зло, которое способно сокрушить и
уничтожить все, — это опять-таки люди. Акбара и Ташчайнар в ро-
мане обладают милосердием и никому не желают плохого. Любовь
Акбары к волчатам — это не бессознательный животный инстинкт,
а осознанная материнская забота и ласка, свойственная всему жен-
скому на земле. Волки в произведении, особенно Акбара, олицетво-
ряют собой природу, которая пытается спастись от уничтожающих
ее людей. Дальнейшие действия волчицы становятся предупрежде-
нием человеку о том, что рано или поздно все живое воспротивится
и будет мстить, мстить жестоко и неумолимо. Мать Акбара, как
мать-природа, хочет сохранить себя, свое будущее в потомстве, но,
когда Базарбай похищает из логова волчат, она ожесточается и на-
чинает нападать на каждого, чтобы заглушить бешенство, тоску и
отчаяние, доводившие ее до безумия.
Волчица карает не того, кто действительно причинил ей зло, а
совершенно невиновного человека — чабана Бостона, семья которо-
го имела несчастье принять в своем доме Базарбая, проезжавшего с
волчатами мимо их жилища. Следы и привели Акбару к Бостонову
становищу. Чабан понимает, какой гнусный поступок совершил за-
вистливый и желающий ему навредить Базарбай, но не может ни-
чего сделать. Этот омерзительный пьяница, способный на любую
подлость, всю жизнь ненавидел Бостона, честного труженика, кото-
рый, благодаря своим собственным силам, стал лучшим чабаном в
аиле. И теперь Базарбай злорадствовал и ликовал при мысли о том,
что «возомнившего о себе и возгордившегося» Уркунчиева доводит
по ночам терзающим и изматывающим воем потерявшая волчат
Акбара. Но самое страшное ожидало Бостона впереди. Увидев, что
волчица, похитившая его любимого сына, убегает, Бостон убивает
одним выстрелом Акбару и малыша, который был его продолжени-
ем и смыслом жизни. Погибает и Базарбай, сломавший так много
322
чужих судеб и столкнувший друг с другом две могучие силы — че-
ловечество и природу. Совершив три убийства, только одно из ко-
торых осознанное, Бостон сам ведет себя на «плаху», подавленный
переполнявшими его горем и отчаянием, внутренне опустошенный;
но в глубине души он был спокоен, потому что уничтоженное им
зло больше не сможет вредить живущим.
Еще одна острая тема, раскрытая писателем в романе, — это
проблема наркомании. Ч. Айтматов призывает людей опомниться,
принять необходимые меры по искоренению этого опасного социа-
льного явления, которое калечит человеческие души. Автор правди-
во и убедительно описывает ведущий в тупик и разрушающий жиз-
ни путь «гонцов», которые, рискуя, отправляются в азиатские сте-
пи за анашой, одержимые жаждой обогащения. В противополож-
ность им писатель вводит образ Авдия Каллистратова, «еретика-но-
вомысленника», изгнанного из семинарии за его недопустимые с
точки зрения религии и устоявшихся церковных постулатов идеи о
«Боге-современнике». Одухотворенная и глубокомыслящая натура
Авдия противится всяким проявлениям зла и насилия. Неправед-
ный, гибельный путь, по которому идет человечество, вызывает в
его душе боль и страдания. Он видит свое назначение в помощи лю-
дям и обращении их к Богу. Для этой цели Авдий решает присоеди-
ниться к «гонцам», чтобы, находясь рядом с ними, показать, как
низко они пали, и направить их на путь истинный через искреннее
раскаяние. Авдий всеми силами стремится образумить их, спасти
погибающие души, вселив в них высокую мысль о Всеблагом, Все-
милостивом, Вездесущем... Но за это его жестоко избивают, а потом
и лишают жизни те, кому он протянул руку помощи. Фигура Ав-
дия, распятого на саксауле, напоминает Христа, принесшего себя в
жертву за Добро и Истину, даруемые людям, и искупившего
смертью человеческие грехи. Авдий тоже принял смерть за добро, и
в последних его мыслях не было упрека обезумевшей толпе убийц, а
лишь сострадание к ней и горестное чувство невыполненного дол-
га... «Ты пришла» — таковы были его последние слова, когда он
увидел перед собой волчицу с удивительными синими глазами, ко-
торая с болью заглянула в лицо распятого человека и жаловалась
ему на свое горе. Человек и волк поняли друг друга, потому что их
объединяло общее страдание — страдание, которое они испытывали
от нравственной нищеты людей, погрязших в бездуховности. Если
Бостона привели на «плаху» роковые обстоятельства, то Авдий сам
избрал себе такой путь, зная, что в человеческом мире за добро и
милосердие нужно жестоко расплачиваться. Трагедию Авдия усу-
губляет полное одиночество, потому что порывы его благородной
души ни в ком не находят отклика и понимания.
Тревога — вот главное чувство, которое несет роман читателю.
Это тревога за погибающую природу, за самоуничтожающееся по-
коление, утопающее в пороках, «Плаха» — это крик, призыв авто-
ра одуматься, принять меры по сохранению жизни на земле. Это
сильное по своему содержанию произведение способно оказать че-
ловеку неоценимую помощь в борьбе за новый, светлый, высоко-
нравственный путь, который назначен ему природой и на который
люди рано или поздно обратят озаренные разумом взоры.