РЕЦЕНЗИЯ НА РОМАН Ч. Т. АЙТМАТОВА «ПЛАХА»
(IV вариант)
Одним из моих любимых современных писателей является Чин-
гиз Айтматов. Я читал многие его произведения, но больше всего
мне запомнился роман «Плаха».
Чингиз Айтматов давно уже стал одним из ведущих писателей
нашего времени. И в романе «Плаха», выполняя высокую миссию
художника быть духовным вождем людей, он вскрывает те пласты
бытия, поднимает те вопросы, которые грозно требуют своего ос-
мысления и выражения в слове. Люди, привыкшие спокойно дре-
мать среди устоявшихся понятий, разбуженные, реагируют гневом.
Но и доброжелательные читатели, хотя и читают роман с захваты-
вающим интересом, когда пытаются осмыслить философские во-
просы, оказываются в известной растерянности.
Иисус Христос, наркоманы, чабан, волки — как все это связа-
но? Автор пытается провести панораму жизни природы и мировой
истории в нашу современность, в наш день. Он стягивает эти проб-
лемы в узел, который именно мы, люди конца второго тысячеле-
тия, призваны развязать.
Этот роман — крик, отчаянный призыв одуматься, осознать
свою ответственность за все, что так обострилось и сгустилось в ми-
ре. Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стре-
мится постичь прежде всего как проблемы состояния души челове-
ческой. Разрушение природного ,мира оборачивается опасной де-
формацией человека, личности. Роман начинается темой волчьей
семьи, перерастающей потом в тему гибели Моюнкумы по вине че-
ловека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник.
Он уничтожает и сайгаков, и волков. На уничтожение обрекается и
естественная среда их обитания. Этим и определяется неотврати-
мость схватки волчицы Акбары с человеком. И кончается этот пое-
динок трагически.
Волки не просто очеловечены в романе. Они наделены в нем вы-
сокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, про-
тивопоставленные им в романе. Именно в Акбаре и Ташчайнаре
олицетворено то, что издавна присуще человеку: чувство любви к
детям, тоска по ним. Причем они не сводятся к одному лишь ин-
стинкту, а как бы озарены сознанием. Глубоко человечна и та вы-
сокая, самоотверженная верность друг другу, которая определяет
все поведение Акбары и Ташчайнара.
Акбара наделена Айтматовым даром нравственной памяти. Она
имеет в себе не только образ беды, постигшей ее род, но и осознает
ее как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде
не должен быть нарушен. Пока не трогали ее саванну, Акбара мог-
ла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь,
загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на
схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не
только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребенок. И
хотя личной вины перед волчицей Акбарой у Бостона нет, но он
должен принять на себя ответственность и за Базарбая, который
является его нравственным антиподом, и за действия Кандалова, в
324
одни сутки погубившего Моюнкумы. Айтматов при этом особо под-
черкивает: вандализм банды Кандалова возведен чуть ли не в ранг
государственной необходимости. Выходит, что нравственное вы-
рождение, эрозия в душах людей, разрушивших жизнь в Моюнку-
мах, имеет не частное значение, а общее. Это проблема социальная.
Недаром разбой, творимый Кандаловым, не просто допускается, а
возводится в уровень трудовой доблести: решена проблема мясопо-
ставок. Вот в чем трагедия.
Роман пронизывает убеждение: за то, что в сегодняшнем мире
бесчинствуют базарбаи и кандаловы, в ответе все человеческое об-
щество и, разумеется, мы с вами.
Создавая образы Базарбая и Кандалова, писатель сознательно
пренебрегает описанием их внутреннего мира. Для него они только
воплощение распада, духовного скотства, а отсюда — зла. Базар-
бай — пьяница, подлец, ненавидящий целый мир, завидующий
всем. Он беспредельно озлоблен. Привыкший к безнаказанности,
он становится самим собой, жалким и трусливым, когда волки пре-
следуют его.
Много внимания уделяет автор раскрытию причин трагедии Бо-
стона. В этом образе Айтматовым олицетворена та естественная че-
ловечность, которой нет в Базарбае. Бостон попадает в роковое сте-
чение обстоятельств. Он совершает три убийства — сына, Акбары и
Базарбая. Из них только одно сознательное. В ужасе молит Бостон
вернуть ему сына, похищенного Акбарой. Не видя иного выхода,
чабан стреляет в бегущую волчицу, убивая тем же выстрелом свое-
го сына. В этих сценах проявляет себя трагическая неотвратимость
ответственности за зло. Начало этой катастрофы было в саванне,
где скрепленным авторитетными печатями планом были одним ма-
хом нарушены законы естественного течения жизни и равновесия
во взаимоотношениях человека с природой. Нарушения закона
природы как трагедию ощущает в романе один лишь Бостон.
Айтматов много раз подчеркивает, что все проблемы, которые
встают перед нами изо дня в день и которые имеют поэтому дело-
вое, практическое значение, перерастают в проблему нарушенных
естественных контактов человека и природы, что одинаково катаст-
рофично и для природы, и для человека.
Решение задач такого масштаба потребовало особенного художе-
ственного решения образов Бостона и Базарбая. Базарбаи потерян
для общества. У Бостона судьба другая. Он в большой степени жер-
тва обстоятельств. Совершая самосуд, Бостон в гневе казнит Базар-
бая. Выход ли это? Ведь совершено убийство. Бостон сам себя ведет
на «плаху», выполняя в отношении себя веление совести.
В романе затронута еще одна острая социальная тема — пробле-
ма наркомании. Автор показывает «гонцов», устремляющихся в
Моюнкумскую саванну в поисках дикорастущей конопли и ищу-
щих не столько денег, а прежде всего возможности пожить в иллю-
зиях.
Этих людей пытается понять и спасти Авдий Каллистратов. Ав-
дий — сын священника, изгнанный из академии как «еретик-ново-
мысленник». Авдия мучает мысль о спасении хотя бы одного чело-
века. Он не хочет ждать, пока человек придет к Богу, и сам устрем-
325
ляется навстречу падшим. Авдий, по замыслу писателя, вряд ли
сможет помочь наркоманам, хотя он незаурядный по своему духов-
ному складу человек. Авдий не очень грамотный, несколько нелов-
кий и непрактичный человек, его действия скорее вызывают со-
страдание, чем надежду. Но действия его свидетельствуют о высоте
помыслов и о твердом желании внести свет в погрязшие во тьме ду-
ши. Пробудить в своих недругах раскаяние и совесть — таков его
способ борьбы со злом, — мы очень надеемся, что ему удастся по-
мочь Леньке, несчастному доброму юноше, еще не совсем испорчен-
ному.
Надо честно признать, что неудачи Авдия в борьбе с наркомана-
ми отражают реальное положение в нашем обществе. Поступки Ав-
дия достойны глубокого уважения. Есть в Авдии почти детская бес-
помощность, беззащитность. Айтматов наделяет его способностью к
самопожертвованию, силой, достаточной, чтобы не бросить крест,
им же на себя возложенный. Вид Авдия, распятого на саксауле,
очень напоминает легенду о распятом Христе. Но вопросы и проб-
лемы, ведущие за собой этого человека на «плаху», не решаются
Айтматовым однозначно. Мы видим, что в духовной чистоте Авдия
автор осознает потребность нашего времени в таких молодых лю-
дях.
С образом Каллистратова Айтматов связал идею гуманизма,
идею веры в доброе начало в человеке, но автор подвергает сомне-
нию теорию Авдия о том, что Бог всемогущ, всемилостив, везде-
сущ. Если так, почему он не наказал Кандалова, почему не сумел
защитить Авдия. Айтматову мало только глубокой религиозности.
Ему не обойтись без веры в человека.
Роман Айтматова — воззвание к совести каждого: не жди, вы-
ходи воином в поле за правду. Тревога — вот главный лейтмотив
романа. Это тревога за утрату веры в высокие идеалы, за падение
нравов, за рост наркомании, тревога за человека и окружающую
его среду.
Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как
коротка жизнь...