РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. Г. РАСПУТИНА
«ПОСЛЕДНИЙ СРОК*
Одним из известнейших современных русских писателей явля-
ется Валентин Распутин. Я прочитала много его произведений, и
они привлекли меня своей простотой и искренностью. По-моему,
среди определяющих жизненных впечатлений Распутина одно из
самых сильных было впечатление от простых сибирских женщин,
особенно старух. В них привлекало многое: спокойная сила харак-
тера и внутреннее достоинство, самоотверженность в нелегком де-
ревенском труде и способность понимать и прощать других.
Такова Анна в повести «Последний срок». Ситуация в повести
задается сразу: умирает восьмидесятилетняя старуха. Как мне по-
казалось, жизнь, вводимая Распутиным в его повестях, всегда бе-
рется в моменте прерыва своего естественного течения, когда вдруг
с неизбежностью нависает большая беда. Кажется, как будто дух
смерти витает над распутинскими героями. Практически только о
смерти думает старая трфамарка из рассказа «И десять могил в
тайге». Готова к свиданию со смертью тетка Наталья в повести
«Деньги для Марии». Умирает на руках у друзей юный Лешка («Я
забыл спросить у Лешки...»). Случайно гибнет от старой мины ма-
льчишка («Там, на краю оврага»). Анна же в повести «Последний
срок» не боится умереть, она готова к этому последнему шагу, ибо
уже устала, чувствует, что «изжилась до самого донышка, выкипе-
ла до последней капельки». Вся жизнь бегом, на ногах, в труде, за-
ботах: ребятишки, дом, огород, поле, колхоз... И вот пришло
время, когда сил совсем не осталось, разве что попрощаться с деть-
ми. Анна не представляла себе, как это она может уйти навсегда,
не увидев их, не услышав напоследок родных голосов. «За свою
жизнь старуха рожала много, но теперь в живых у нее осталось
только пятеро. Получилось так оттого, что сначала к ним в семью,
как хорек в курятник, повадилась ходить смерть, потом началась
война». Разъехались, разбрелись дети, были чужие, и только близ-
кая смерть матери заставляет их собраться вместе после долгой
разлуки. Перед лицом смерти раскрывается не только душевная
глубина простой русской крестьянки, но и в обнажающем свете
предстают перед нами лица и характеры ее детей.
Меня восхищает характер Анны. По моему мнению, в ней со-
хранились незыблемые основы правды и совести. В душе неграмот-
ной старухи звучит больше струн, чем в душе ее городских, пови-
давших мир детей. Есть и такие герои у Распутина, у которых, мо-
жет, и немного в душе этих струн, но они звучат сильно и чисто
333
(например, старуха тофамарка из рассказа «Человек с этого све-
та*). Анна и, пожалуй, в еще большей степени Дарья из повести
«Деньги для Марии» по богатству и чуткости духовной жизни, по
уму и знанию человека могут выдержать сравнение со многими ге-
роями мировой и русской литературы.
Взглянуть со стороны: доживает свой век бесполезная старуха,
уже почти не встает последние годы, зачем ей и жить-то дальше?
Но писатель так нам описывает ее, что мы видим, как в эти послед-
ние, вроде совсем никчемные ее годы, месяцы, дни, часы, минуты
в ней идет напряженная духовная работа. Ее глазами мы видим и
оцениваем ее детей. Это любящие и жалеющие глаза, но они точно
подмечают суть изменений. Ярче всего смена лица видна в облике
старшего сына Ильи: «Рядом с голой головой его лицо казалось не-
правдашним, нарисованным, будто свое Илья продал или проиграл
в карты чужому человеку. И весь он изменился, лобойчел,..» Б нем
мать то находит знакомые ей черты, то теряет.
А вот средняя дочь Люся стала «городская вся, с ног до головы,
она и родилась-то от старухи, а не от какой-нибудь городской, на-
верно, по ошибке, но потом все равно свое нашла». Она уже, как
мне кажется, вся переродилась до последней клеточки, как будто и
не было у нее ни детства, ни юности деревенских. Ее коробят мане-
ры и язык деревенский сестры Варвары и брата Михаила, их неде-
ликатность. Мне вспоминается одна сцена, когда Люся собралась
прогуляться для здоровья на свежем воздухе. Перед ее глазами
предстала картина некогда родных мест, больно поразившая жен-
щину: перед ней расстилалась «заброшенная, запущенная земля»,
все, что некогда было ухожено, приведено в целесообразный поря-
док любовным трудом человеческих рук, теперь «сходилось в од-
ном чужом широком запустенье». Люся понимает, что «изводило
ее какой-то молчаливой давней виной, за которую придется дер-
жать ответ. Вот ее вина: она все бывшее с ней здесь начисто забы-
ла. Ведь дано ей было знать и радостное растворение в родной при-
роде, и ежедневный пример матери, ощущавшей глубокое родство
со всем живущим (недаром Люсе вспомнился случай, когда мать
ласково, как родного человека, подняла безнадежно завалившегося
за пахотой, изможденного вконец коня Игреньку), вспомнила она и
страшные Последствия всенародных трагедий: раскола, борьбы,
войны (эпизод с загнанным, озверевшим бандеровцем).
Из всех детей Анны мне больше всего понравился Михаил, Он
остался в деревне, у него и доживает свой век Анна. Михаил про-
ще, грубее ее городских детей, на него больше шишек с претензия-
ми и сыплется, но на самом деле он сердечнее и глубже остальных,
не то что Илья, тот веселым колобочком катится по жизни, стара-
ясь не задевать ни о какие углы.
Великолепны в повести две главы о том, как, купив два ящика
водки на предполагаемые поминки, братья на радостях, что мать
вдруг чудом от смерти отошла, начали их распивать сначала одни,
а потом с дружком Степаном. Водка подобна одушевленному суще-
ству, и, как со злым, капризным властелином, с ней надо уметь об-
ращаться с наименьшими для себя потерями: «ее надо на испуг
брать», «...один не уважаю ее пить. Она тогда, холера, злее». Вы-
334
сшим моментом в жизни многих, прежде всего мужчин, увы, стала
выпивка. За всеми колоритными сценами, за плутовскими расска-
зами пьяниц (тут эта история Степана, который тещу вокруг паль-
ца обвел, пробрался в подпол за самогоном), за комичными разго-
ворами (скажем, о разнице между бабой и женщиной) встает насто-
ящее общественное, народное зло. О причинах пьянства Михаил го-
ворил: «Жизнь теперь совсем другая, все, почитай, переменилось, а
они, эти изменения, у человека добавки потребовали... Организм
отдыха потребовал. Это не я пью, это он пьет».
Давайте же возвратимся к главной героине повести. По моему
мнению, старуха Анна воплотила в себе все лучшие стороны искон-
но сибирского характера и по упорству исполнения будничного де-
ла, по «твердости и гордости*. В последних главах повести Распу-
тин полностью сосредоточивается на своей главной героине и фина-
льном отрезке ее жизни. Здесь писатель нас вводит в самую глубь
материнского чувства к последнему, самому любимому и близкому
ей ребенку, дочери Таньчоре. Старуха ждет приезда дочери, но та,
к сожалению, не приехала, и тогда «в старухе вдруг что-то оборва-
лось, что-то с коротким стоном лопнуло». Из всех детей снова толь-
ко Михаил оказался в состоянии понять происходящее с матерью,
и он снова взял на свою душу грех. «Не приедет Ваша Таньчора, и
нечего ее ждать. Я ей телеграмму отбил, чтоб не приезжала», — пе-
ресиливая себя, ставит он точку. Мне кажется, что этот акт его же-
стокого милосердия стоит сотен ненужных слов.
Под прессом всех несчастий Анна взмолилась: «Господи, отпус-
ти меня, я пойду. Пошли к мине смерть мою, я готовая». Свою
смерть, «матушку-смертыньку», она представляла такой же древ-
ней, изможденной старухой. Собственный уход в «дальнюю сторо-
нушку» распутинская героиня провидит с удивительной поэтиче-
ской отчетлиЕ ^стью, во всех его стадиях и деталях.
Уходя, Анна вспоминает своих детей в те моменты, когда те вы-
разили в себп все лучшее: молодой Илья очень серьезно, с верой
принимает материнское благословение перед уходом на фронт; Вар-
вара, выросшая такой плаксивой, несчастной бабой, видится в ран-
нем детстве роющей ямку в земле просто так посмотреть, а что в
ней есть, «отыскивая то, что никто еще в ней не знает», Люся отча-
янно, всем существом рвется с уходящего парохода навстречу
матери, покидаемому дому; Михаил, ошеломленный рождением
своего первенца, вдруг пронзается пониманием неразрываемой це-
пи поколений, в которой он накинул «новое кольцо». И себя Анна
вспомнила в самый дивный момент своей жизни: «Она не стару-
ха — нет, она еще в девках, и все вокруг нее молодо, ярко, краси-
во. Она бредет вдоль берега по теплой, парной после дождя реке...
И до того хорошо, счастливо ей жить в эту минуту на свете, смот-
реть своими глазами на его красоту, находиться среди бурного и
радостного, согласного во всем действа вечной жизни, что у нее
кружится голова и сладко, взволнованно ноет в груди».
Когда Анна умирает, то дети буквально покидают ее, Варвара,
сославшись на то, что ребят оставила одних, уезжает, а Люся и
Илья и вовсе не поясняют причин своего бегства. Когда мать просит
их остаться, то ее последняя просьба осталась неуслышанной. По-
335
моему, это даром не пройдет ни Варваре, ни Илье, ни Люсе. Мне ка-
жется, это был для них последний из последних сроков. Увы...
«Ночью старуха умерла».
Благодаря произведениям Распутина, я смогла найти ответы на
многие вопросы. Этот писатель остался в моем представлении од-
ним из лучших, ведущих современных прозаиков. Пожалуйста, не
пройдите мимо его книг, снимите с полки, спросите в библиотеке и
читайте медленно, не торопясь, с раздумьями.