• В. Г. РАСПУТИН. «ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ» (Опыт рецензии)
(/ вариант)
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в поселке
Усть-Уда, что стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском
и Братском. После школы в 1959 году окончил историко-филологи-
ческое отделение Иркутского университета, затем занялся журна-
листикой. Первые очерки и рассказы Распутина были написаны в
итоге корреспондентской работы, поездок по близкой его сердцу Си-
бири; в них отложились наблюдения и впечатления, которые стали
опорой для размышлений писателя о судьбе родного края. Распутин
любит родину. Он не представляет себе жизни без Сибири, без этих
трескучих морозов, без этого слепящего глаза солнца. Именно по-
этому в своих произведениях писатель раскрывает таежную роман-
тику, единство людей с природой, изображает характеры, завора-
живающие своей силой, первозданностью, естественностью. Такие
характеры Распутин открыл в сибирских селениях. На материале
сибирской деревни написаны такие повести, как «Последний срок*
(1970), «Деньги для Марии» (1967), «Вверх и вниз по течению».
Здесь автор поднимает высокие нравственные проблемы добра и
справедливости, чуткости и щедрости человеческого сердца, чисто-
ты и откровенности в отношениях между людьми. Однако Распути-
на интересовала не только личность с ее духовным миром, но и бу-
дущее зтой личности. И я бы хотела рассказать именно о таком про-
изведении, в котором ставится проблема бытия человека на Земле,
проблема жизни поколений, которые, сменяя друг друга, не долж-
ны потерять связи. Это повесть «Прощание с Матерой». Хотелось
бы заметить, что Распутин попытался возвратить интерес к старин-
ному русскому повествовательному жанру-повести.
«Прощание с Матерой» — своеобразная драма народной жиз-
ни — была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой
памяти и верности роду своему.
Действие повести происходит в деревне Матера, которая вот-вот
должна погибнуть: на реке возводят плотину для постройки элект-
ростанции, поэтому «вода по реке и речкам поднимется и разольет-
ся, затопит...», конечно, Матеру. Судьба деревни решена. Молодежь
без раздумий уезжает в город. У нового поколения нет тяги к земле,
к Родине, она все стремится «перейти на новую жизнь». Безусловно,
то, что жизнь — это постоянное движение, изменение, что нельзя
оставаться неподвижно на одном месте столетия, что прогресс необ-
ходим. Но люди, вступившие в эпоху НТР, не должны терять связи
со своими корнями, разрушать и забывать вековые традиции, пере-
336
черкивать тысячи лет истории, на ошибках которой им бы следовало
учиться, а не совершать свои, иногда непоправимые.
Всех героев повести условно можно разделить на «отцов» и «де-
тей». «Отцы* — это люди, для которых разрыв с землей смертелен,
они выросли на ней и любовь к ней впитали с молоком матери. Это
и Богодул, и дед Егор, и Настасья, и Сима, и Катерина.
«Дети» — это та молодежь, которая так легко оставила на про-
извол судьбы деревню, деревню с историей в триста лет. Это и Анд-
рей, и Петруха, и Клавка Стригунова. Как мы знаем, взгляды «от-
цов» резко отличаются от взглядов «детей», поэтому конфликт
между ними вечен и неизбежен. И если в романе Тургенева «Отцы
и дети» правда была на стороне «детей», на стороне нового поколе-
ния, которое стремилось искоренить морально разлагающееся дво-
рянство, то в повести «Прощание с Матерой» ситуация совершенно
противоположная: молодежь губит то единственное, что делает воз-
можным сохранение жизни на земле (обычаи, традиции, национа-
льные корни).
Главный идейный персонаж повести — старуха Дарья. Это тот
человек, который до конца жизни, до последней ее минуты остался
предан своей родине, Дарья формулирует главную мысль произве-
дения, которую сам автор хочет донести до читателя: «Правда в па-
мяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Эта женщина являет-
ся некой хранительницей вечности. Дарья — истинный националь-
ный характер. Писателю самому близки мысли этой милой старуш-
ки. Распутин наделяет ее лишь положительными чертами, простой
и незатейливой речью. Надо сказать, что все старожилы Матеры
описаны автором с теплотой. Как искусно изображает Распутин
сцены расставания людей с деревней. Прочтем еще раз, как снова и
снова откладывают свой отъезд Егор и Настасья, как не хотят уез-
жать они из родной стороны, как отчаянно борется Богодул за со-
хранение кладбища, ведь оно свято для жителей Матеры: «...А ста-
рухи до последней ночи ползали по кладбищу, втыкали обратно
кресты, устанавливали тумбочки».
Все это лишний раз доказывает то, что отрывать народ от зем-
ли, от его корней нельзя, что такие действия можно прировнять к
жестокому убийству.
Автор очень глубоко осмыслил проблему, вставшую перед обще-
ством в эпоху НТР, — проблему утраты национальной культуры.
Из всей повести понятно, что эта тема волновала Распутина и была
актуальна и у него на родине: недаром он располагает Матеру на
берегу Ангары,
Матера — символ жизни. Да, ее затопило, но память о ней оста-
лась, она будет жить вечно.