(II вариант)
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году в селе
Усть-Уда Иркутской области. Первые сборники рассказов и очер-
ков Распутина были напечатаны в 1965—1967 годах: «Василий и
Василиса». Известность ему принесла повесть «Деньги для Ма-
337
рии». Казалось бы, описана обычная ситуация недостачи, обернув-
шаяся трагедией для Марии. Однако проблематика романа глубже:
вскрытие нового явления в деревне — активизация денег. Автора
увлекали характеры своей естественностью, внутренней красотой.
Такие характеры он открыл в сибирской деревне. Новое содержа-
ние нашло свою форму в повестях: «Последний срок» (1970), «Жи-
ви и помни» (1974), «Прощание с Матерой*, главы из книги «Си-
бирь, Сибирь...» (80—90-е).
Совершенно реальные ситуации и характеры старой и новой де-
ревни стали поводом для философских размышлений автора о
проблемах бытия: о жизни и смерти, верности и предательстве, о
благодарности и памяти. «Прощание с Матерой» — продолжение
драмы народной жизни в философско-нравственном аспекте. Сю-
жет произведения — история затопления острова с одноименным
названием. Люди представлены в момент расставания с землей. Од-
нако этот частный случай — только основа для авторских размыш-
лений.
«Прощание с Матерой» — обобщенно-символическая по смыслу
драма, в которой речь идет о человеческой памяти, верности своему
роду. Главная героиня — Дарья. Одной из основных черт ее харак-
тера является чувство сохранения памяти, ответственности перед
предками. Тот же вопрос, обращенный к себе и детям, к прошлым
и будущим поколениям, поставленный еще Анной Степановной
(«Последний срок»), теперь с новой силой звучит и в речах Дарьи,
да и во всем содержании произведения: «И кто знает правду о чело-
веке: ...Что должен чувствовать человек, ради которого жили мно-
гие поколения? Ничего он не чувствует. Ничего не понимает». Да-
рья находит главную часть ответа: «Правда в памяти. У кого нет
памяти, у того нет жизни». В повести описан конфликт «отцов и
детей», поскольку нравственному дому Дарьи противопоставлена
позиция внука Андрея, вдохновленного всем новым, прогрессив-
ным. Повесть исполнена символики: в Матере мы угадываем сим-
вол жизни, а возможно, нашу землю; в Дарье — хранительницу
этой жизни, мать, устами которой говорит сама истина. Эта по-
весть — своеобразное предупреждение об опасности, грозящей ма-
тери-земле, «подобно острову», затерявшейся «в космическом океа-
не». В повести много других символических образов: символиче-
ский образ избы, которую Дарья обряжает перед сожжением; ту-
ман, который прячет остров. И, лишь отвлекаясь от реальной конк-
ретности содержания, становится понятна решимость Дарьи и ее
подруг не расставаться с Матерой (землей) и разделить ее судьбу. В
целом повести свойственна острая публицистичность, высокая тол-
стовская назидательность, апокалиптичность мировосприятия. Зву-
чание центральной темы несет в себе высокую библейскую трагич-
ность. В критике оспаривался финал повести, возражение вызыва-
ла концепция произведения, вступающая в противоречие с идеями
прогресса.
Конечно, содержание произведения и его финал сложны для
восприятия, а потому есть основания для различных интерпрета-
ций. И тем не менее невозможно отождествлять автора и его геро-
ев, авторскую позицию с мнениями и идеями, которые отражают
338
героини. Отвечая на вопрос о том, какие герои его, как писателя,
привлекают, В. Распутин заметил: «...Больше Дарья. Для писателя
нет и не может быть человека конченого. Мы должны судить или
оправдывать. Или—или... старайтесь понять, постичь душу челове-
ческую. Пока жив человек, каким бы плохим он ни был, есть на-
дежда, что точка в его судьбе не поставлена». Таким образом,
«Прощание с Матерой» — произведение о судьбе сибирской дерев-
ни, о крестьянах. Среди особенностей распутинской прозы можно
отметить возвращение к и неприметному» герою, стремление автора
перенести внимание от исследования характера героя к исследова-
нию исторической судьбы крестьянства. В его повестях поэтиче-
ской многозначностью и символичностью наполняются понятия-об-
разы дома, земли. Эти образы закономерно могут свое место в ряду
найденных русской литературой художественных ассоциаций.