РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ В. Г. РАСПУТИНА
«ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ*. (IV вариант.)
В 1987 году в издательстве «Художественная литература» вы-
шла книга Валентина Распутина, в которую вошли его повести и
рассказы.
Свое призвание Распутин определил так: «Когда нужно стоять
за совесть, за правду, литература идет туда, где требуется. Писа-
• тель — это не просто профессиональное, а все больше общественное
понятие, и от гражданских проблем ему не уйти. Литература дав-
но, а в последнее время в особенности, добровольно взяла на себя
обязанности общественного мнения». Именно общественным проб-
лемам он и посвятил свои произведения.
Я прочитала всю книгу, но рассказать хочу о наиболее понра-
вившейся мне повести «Прощание с Матерой». Это произведение
посвящено нравственным проблемам в современной деревне.
Сюжет повести взят из жизни самого писателя. И это легко уга-
дывается при чтении. Матеру ждет участь Атамановки — родной
деревни писателя, которая находилась в зоне затопления, когда
строилась Братская ГЭС.
И вот остров, имя которого срослось с землей, должен уйти под
воду. А это, как ни ряди — смерть, перед лицом которой раскрыва-
ется человек, его истинная суть.
Затопление деревни и связанный с этим переезд для кого-то тра-
гедия, а для кого-то пустяк. Трагедия для старушек, проживших
всю жизнь на этой земле, собравшихся здесь и умирать. Старухи и
341
сами понимают, что уход с острова Неизбежен, но их тревожит, как
легко люди прощаются с родными местами, как бесцеремонны с
могилками, за которыми вековая жизнь деревни и память об ушед-
ших.
Сами миры, в которых живут старушки и молодые, очень не по-
хожи. Молодому парню, приехавшему сжигать деревню, непонят-
но, зачем старухе надо убирать избу, которую все равно сожгут,
тогда как для нее это целый ритуал и устоявшаяся привычка.
Читая повесть, я чувствовала, как переживает автор, как небез-
различно ему все происходящее. Но он не ищет правых или вино-
ватых, не очерняет одних и не подкрашивает других, а правда сама
находит каждому место в читательском сердце.
Главная тема этой повести — начавшееся нравственное опусто-
шение людей. Теряются такие понятия, как совесть и правда. Лю-
ди забывают о святынях, об истории своего народа, которая переда-
валась из поколения в поколение. И только костяк деревни смог со-
хранить этот особый мир. Вот именно им мы обязаны сохранением
культуры, которой гордился.
Язык Распутина — это точность и ясность выражений, а самое
главное — простота, которая помогла писателю в воссоздании под-
линно народной жизни.
Для полной остроты восприятия произведения Распутин исполь-
зует лирические отступления, в которых показывает связь между
людьми и природой. Старушки — костяк деревни — сравниваются с
«царским Лиственей», который не поддался руке разрушителей и
остался погибать вместе с островом. А молодой лес сгорает дотла, не
оставив и следа, как и молодые, уехавшие с Матеры. И конечно, ес-
ли для людей святое место — кладбище, то и у Матеры существует
свой святой дух, оберегающий остров, — «хозяин Матеры».
В этой повести нашли дальнейшее развитие и освещение проб-
лемы, которым посвящены первые произведения Распутина: эво-
люция представлений о материальных ценностях, перелом в духов-
ной жизни человечества.
Тема «Матеры» еще не закрыта. И я думаю, что она довольно
долго будет оставаться актуальной. Но она уже имеет свое продол-
жение в других повестях и рассказах Распутина, да и не только в
его. Материала для этого достаточно, но хотелось бы, чтобы произ-
ведения получали отклик в сердцах читателей и воздействовали на
принятие решений.
С изменением образа жизни изменились нравы, а с изменением
нравов — все тревожнее за человека. Старая мудрость гласит: не
плачьте об умершем — плачьте о потерявшем душу и совесть. Са-
мый главный вывод, который можно сделать, прочитав эту по-
весть, заключается в том, что нужно беречь не только свою душу,
но и сохранять духовные ценности народа.