РЕЦЕНЗИЯ НА ПОВЕСТЬ Ф. А. АБРАМОВА «АЛЬКА»
С давних пор существует два
способа обновления и изменения
жизни. Один '— реформы и рево-
люции, второй — путь нравствен-
ного усовершенствования, самовос-
питания личности каждого челове-
ка.
Ф. Абрамов
На уроках литературы мы познакомились со многими авторами
и их произведениями. И каждое произведение соответствовало
своему времени. Изменения, которые происходили в шестидеся-
тых—семидесятых годах, в первую очередь отразились в произве-
дениях о деревне с ее бытовыми, нравственными проблемами. В
повести «Алька» Федор Абрамов раскрыл существенные пробле-
мы, которые волнуют героя, его чувства, мысли. Он мастерски на-
рисовал образы своих героев, и потому мы видим, какие измене-
ния происходят в обществе. Мы чувствуем переживания автора —
он пропускает все происходящее через сердце. Трудно и нам оста-
ться равнодушными. Абрамов понимал роль «деревенской прозы»,
нравственные начала ценностей, накопленных многовековым ду-
ховным опытом народа. Не случайно Федор Абрамов выбрал герои-
ней Альку — обычную деревенскую девчонку, которая уехала в го-
род.В произведениях на деревенскую тему остро обнажаются жиз-
ненные противоречия. Абрамов стремится к лепке характеров, а не
к острым сюжетным положениям. Он большое внимание уделяет
этическим проблемам, формированию нравственных убеждений,
основанных на представлениях о назначении человека, его дела и
348
поведении. В повести «Алька» — проблема выбора героем верного
пути, своего места в жизни. Алька находится в поисках своего «я».
Естественно, что в ее сознании происходят изменения. И чтобы
усилить значимость этих изменений, Абрамов рисует образы се-
мян. Они не воспринимают новую Альку. Автор стремится соеди-
нить глубокую правдивость жизни с созданием образов самобыт-
ных героев. Главной героине Абрамов противопоставляет ее быв-
ших подруг и друзей, тетку Анисью, деревенских старух.
Знакомство с Алькой происходит в деревне, когда она приезжа-
ет обратно из города навестить тетку Анисью и побывать на могиле
матери. С первых строк автор как бы выделяет Альку из общей
сельской толпы. Деревенская душою, внешне она выглядит как го-
родской житель: красные шелковые штаны, белая кофточка с глу-
боким вырезом на груди, модные туфли на широком каблуке, чер-
ная сумочка на ремешке через плечо. Алька хочет показать себя,
зачастую преувеличивая истинные значения. В повести раскрыва-
ется конфликтная ситуация, в которой проявляется сила нравст-
венных убеждений и высота сознания героя. Порыв чувств Али не-
предсказуем. Когда она оказывается в доме родителей, ее перепол-
няют эмоции и воспоминания о матери. Алька решает остаться в
деревне, но, приехав в город за вещами, теряет решительность. Она
хочет работать стюардессой, повидать мир, но также она хочет пой-
ти по стопам матери, быть похожей на нее. Я думала, что Алька
все-таки останется в деревне, ведь там ее корни, но ее потянуло в
город. Может быть, она думала, что в городе жизнь ее сложится,
сбудутся ее мечты. В деревне к ней относились как к чужой. Это,
наверное, и перевесило в ее решении уехать.
Жизнь в деревне вся на виду. Поэтому и стыд перед сельчанами
был велик, и традиции уважения в старшим, труду, порядку были
крепче. Люди почитали совесть, стыд и честь. Алька показала от-
сутствие стыда перед сельчанами, когда сбросила с себя одежду и
пошла купаться голышом, пренебрежение традициями уважения к
старшим (разговор со старухами), скромности, когда Алька на виду
у всех в клубе танцует со всеми рабочими подряд. Все это приводит
к тому, что люди от нее отворачиваются. Вот такое понятие о нор-
ме нравственности у селян.
Абрамов — мастер слова! С какой достоверностью, он изобража-
ет бытовые детали, обстоятельства, колоритность языка персона-
жей. Обращаясь к истокам народного мироощущения, автор испо-
льзует фольклор. Абрамов создал целую галерею образов. Автор с
тонким чувством юмора создает образы. И мы сразу представляем
их. Федор Абрамов помогает осмыслить глубинные основы характе-
ров (как положительных, так и отрицательных). Он использует
внутренний монолог героини, чтобы ярче показать образ Альки,
сломившейся под тяжестью обстоятельств, оказавшейся во власти
ложных мещанских стремлений. Жизненные противоречия явля-
ются средством раскрытия характера.
Наследуя традиции М. Горького, А. Толстого, М. Шолохова,
К. Федина, Федор Абрамов развивает тему «деревенской прозы* и
преемственность нравственных начал. В этой повести сочетаются
размышления о прекрасных порывах и попусту растраченных си-
349
лах, размышления о месте человека в жизни. Жизнь в деревне
нелегка и сейчас. У людей нет культурного досуга. Тяжелая рабо-
та и пьянство занимают все время деревенских жителей. А Аля
человек, ищущий высокие нравственные ценности. Она не может
сидеть на месте и ждать, когда придет ее час. Алька приближает
его своими силами. Она самоуверенна и полна сил. Мне кажется,
что Аля все-таки добьется своей цели, найдет свою дорогу в жиз-
ни.